понедельник, 14 марта 2016 г.

Панкиси: в лабиринте молчания (часть II)
 - от Elmir Mirzayev


"... много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак."
(из мифа об Орфее и Эвридике)
Пока по сельской дороге наш джип преследовал машину Джоколы - серого цвета Mercedes (кажись марки Vaneo), который создал гений немецкой инженерной мысли, я задумался... Беседа с Джоколой и мрачная атмосфера, царившая вокруг, сильно озадачивала. По дороге встречались лишь какие-то пожилые мужчины в тюбетейках и со скорбными лицами, и реже, куда-то быстро идущие в длинных одеяниях женщины, завязавшие черными платками головы. "Интересно, таким должен быть он, их Халифат?" - подумалось.   
Также не давали покоя мрачные мысли по поводу названных "такфиристов"-азербайджанцев. Это, как известно, радикальная исламистская идеология египетского происхождения, берущая свое название от арабского слова - такфи́р, и ее основой является обвинение куфре, то есть в неверии мусульман.  
Как могло быть так, что представители народа, который первый в исламской географии дал миру светского писателя, фактически основоположника азербайджанской светской культуры, Мирза Фатали Ахундова, который, кстати, был атеистом(!), и было это еще в середине XIX века(!), стали "такфиристами"? Народа, который первый в этой географии создал театр, оперу и балет - виды искусства, основы светской культуры. И это там, где танцы и визуальное искусство считалось —макру́х, то есть действия, которые шариат признает нежелательным. Явил миру гениальных Мирза Джалила, Сабира, Узеира Гаджибекова и Кара Караева - столпов нашей светской культуры... гениальных, потому, что если взглянуть на их старт, понимать, откуда они начинали и результат...
... а сейчас вот оно тебе... "такфиристы"... средневековье в новом витке исторической спирали? И если здесь, в Грузии есть такие жесткие "такфиристы"-азербайджанцы, тогда интересно, что творится в северный районах Азербайджана, где премущественно преобладают сунииты, там тоже это распростронено? И вообще контролирует ли кто-либо ситуацию там, перед лицом надвигающихся грозных событий?..
Резкий тормоз оторвал от потока мыслей. Мы уже были в селе Биркани. Джокола вышел из своей машины, приблизился к шоферу нашей и сказал ему, через открытое окно, указывая пальцем:
- Видишь, по той дороге, там второй дом... понял? - и далее уже обращаясь к нам, всем сидящим в машине - против я этого, не надо говорить старику ни о чем, не надо ему это. - и отдалилися восвояси, покачивая головой и выказывая этим свое недовольство.
Шофер наш включил мотор, мы поехали в указанном направлении и вскоре наш автомобиль приблизился к одному, режущему своей бедностью словно глаз, деревенскому дворику. У избы двери и окна были открыты. Товарищи подготовили камеры, мы вышли из автомобиля, открыли дверцу и вошли во дворик. 
"...если здесь, в Грузии есть такие жесткие "такфиристы"-азербайджанцы, тогда интересно, что творится в северный районах Азербайджана, где премущественно преобладают сунииты..."

Итак это именно тот дом, где и родился наш герой - Абу-Умар аш-Шишани (с арабского переводится, как Умар Чеченский), т.е Тархана Батирашвили "в миру" - просим любить и жаловать:
Участник боевых действий в Сирии и Ираке с 2013 года. Возглавлял исламистскую группировку "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар". По данным различных источников, в частности также близких к северокавказскому подполью, в состав группировки входили боевики "Имарата Кавказ" - вы уже знакомы с этим географическим делением с первой части репортажа. До посвящения в ислам служил грузинской армии, принимал участие в Пятидневней войне в Южной Осетии. Далее, по словам отца собирался сделать военную карьеру, но вскоре был уволен из армии по состоянию здоровья в звании сержанта (спасибо, хоть на том, что не ефрейтор). Осенью 2010 г. Тархан был арестован и в тюрьме произошло его обращение к радикальному исламу.Зачем же мужчины отправляются на войну, зачем? И вправду из-за убеждений и идеалов? Скорее из-за чудовищной, врожденной кровожадности и ради возможности удовлетворения инстинкта "охотника"? А может быть кто-то из-за невыносимого социального положения? Кто-то за желание отомстить всем за все свои унижения? Разумеется, кто-то в погоне за очередной звездочкой в погонах,  а кто-то совсем прозаично, исключительно ради наживы. Может быть и так, что кто-то банально из-за экзистенциального страха перед самой жизнью, а кто-то просто, чтобы умереть, достойно закончив полный страданий этот путь, под "аккордами симфонического масштаба" и с оружием в руках?!
"Война есть продолжение политики иными, насильственными средствами" — так формулировал это чудовищное явление в своем фундаментальном труде "О войне" (Vom Krieg, 1832/34) классик военного искусства, Карл фон Клаузевиц.  Интересно, о какой политике идет речь, если иметь ввиду то, что происходит сейчас в Сирии?! Есть ли логическое объяснение того, из-за чего схватились все мировые державы в этом относительно небольшом клочке земли, где уже происходят свои Вердены и Сталинграды?
...из хаты доносились звуки домино и разговора мужчин. Двери были открыты, но стук вежливости не доходил до хозяина. Пришлось обратиться:
- Гамаджобат! Есть ли кто дома?!
Через нескольких попыток звуки домино прекратились, и к дверям подошел пожилой мужчина лет 70-и с очках:
- Кто вы такие?! Что вам надо?! Чего вы сюда пришли?
- Простите... мы только...
- Почему вы вошли во двор без резрешения?! Это только воры входят без разрешения. Вы что, воры?!
- Простите, мы журналисты, хотели взять у вас интервью...
- Кто вы, журналисты - посмотрев на камеры, дядя Темо (скорее всего это был он сам) несколько смягченно:
- Откуда приехали? Откуда вы?
- Мы из Баку, азербайджанцы. Хотим у вас взять интервью про вашего сына.
Совершенно неожиданно для нас, дядя Темо заговорил на ломаном азербайджанском:
- Бакыдан гелмисуз (приехали из Баку)... онда кеч ичери (тогда войдите)...
Входим в убогую, дышашую нищетой небольшую избу дяди Темо. Отныне он будет для нас Теймур дайы, из-за того, что он говорил на азербайджанском. Удивительно, но видимо, азербайджанский когда-то действительно был lingua franca почти во всем Кавказе, как это описывал в свое время Лермонтов.
Поинтересовавшись в свою очередь нами тоже, играющие с дядя Темо домино, деревенские мужику удалились. Недоигранные домино остались на маленьком столе. Дядя Темо садится напротив нас, у него проблемы со слухом, многие вопросы приходится задавать дважды.

- Мы хотели поговорить о вашем сыне... Тархане...
- я с ним уже долгие годы не имею связи... что мне говорить?
- Но в интернете ведь есть о том, что вы говорили с ним по телефону...
- ...да, только один раз... сюда позвонил, домой... только один раз и говорили...
- Сказал ли он вам, зачем он поехал туда и за что воюет там?
- Он воюет за Аллаха... — дядя Темо произносит это уже по-русски и склоняет голову.
Невольно вспомнились строки из "Оды Д'Аннуцио" (к его выступлению в Генуе) Гумилева-старшего:
И в дни прекраснейшей войны,Которой кланяюсь я земно,К которой завистью полныИ Александр и Агамемнон,Когда всё лучшее, что в насТаилось скупо и сурово,Вся сила духа, доблесть рас,Свои разрушило оковы —Слова: «Встает великий Рим,Берите ружья, дети горя…»— Грозней громов; внимая им,Толпа взволнованнее моря...
- Дайы, каким был Тархан в детстве?
- Хороший был (другого ответа и быть не могло, разумеется), учился неважно, но какая разница, хороший был мальчик.
- А как он пришел в ислам?
- Ну... она же была киста (имеет ввиду супругу)... молилась постоянно... дети видели... (добавляет, еле сдерживая себя и чуть не прослезившись) уже пять лет, как нет ее... нет...
- ... Аллах рехмет елесин... а другие ваши дети где живут?
- Один в Украине... а другой здесь... — указывает пальцем в сторону деревни.
- Но они все тоже приняли ислам и сочувствуют брату, да?
- ... не знаю, не могу сказать — покачал головой дядя Темо.
Бывает ли сумасшествие коллективным? Невероятно, но почти все население бывшего "совка", страдает ведь потенциально неизлечимым тяжёлым психическим расстройством, скажете нет? Ведь вся симптоматика налицо - галлюцинации при полном вроде сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, попытки (иногда коллективного) самоубийства, полнейшее отклонение поведения от каких-то принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая ступором и тотальной депрессией...  Может быть все это оттого, что не было настоящего Покояния и как следствие этого - Люстрации? В том числе (лже)культурных архетипов и горы лжеистории со лжегероями? И в последствии на выходе поучается такой уже ответ - тотальный уход в никуда?..
- Темо дайы, а ваша семья всегда жила в Биркани?
- Да, я всегда жил здесь. Это село всегда смешаным, грузинско-кистинской. А предки наши пришли сюда из Тушети (горная область на северо-востоке Грузии, часть Ахметского района региона Кахети.)
- Совместным? а сейчас? грузинская культура осталась еще здесь?
- Сейчас уже грузин мало осталось, кистинцы, их много. А что культура...
- Ну например, виноделие, совместное пение, или еще что. Говорят, что здесь в магазинах не продается вино. А можно его достать или вообще никто не употребляет его уже?
- Нет, купить не купишь, да и достать уже не достанешь. Не пьет никто здесь. Религия запрещает.
- Ясно. 
"Невероятно, но почти все население бывшего "совка", страдает ведь потенциально неизлечимым тяжёлым психическим расстройством..."

Возвращались из Биркани, когда уже начинало темнеть. Подъехали к единственному ресторану в Панкиси, на котором, разумеется, стояла табличка "халал ресторан". Когда зашли, оказалось, что это магазин, в котором мужчина и женщина смотрели на нас с выражением - "Чего вы тут делаете?"
Объяснив им свои намерения и сказав - для легитимации своих действий - что мы остановились увидев табличку "ресторан", получили утвердительный ответ и мужчина вышел с нами, дабы спроводить нас до ресторана. Туда пришлось зайти с заднего входи, для нас специально открыли даже врата и единственная женщина в ресторане сказала нашему сопровождающему, что она сможет сделать для нас хинкали и ничего больше в ресторане нет, даже салата - видимо туда никто давным-давно даже не заходил. Об особых панкисских хинкали мы были осведомлены и поэтому, согласившись, вошли в пустующий и холодный зал ресторана, больше напоминающий музей, нежели развлекательное заведение. Видимо он был давным-давно построен, так как там был даже небольшой бар, разумеется тоже пустующий и больше напоминающий часть некоего разрушенного языческого храма...  
В советское время было ощущение, что все крепко-накрепко заморожено и законсервировано, словно под многометровым слоем ледников Антарктиды. После разрушения и постепенного размораживания всего "совка", все его тайные темные, страшные, осклизлые подвалы и закрома истории постепенно раскрываются, и оттуда будут выходить и монстры, и химеры...
...но может быть, изредка и светлые ангелы тоже, n'est-ce pas?
Эльмир МирзоевПанкиси, 28 февраля, 2016 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий