вторник, 19 декабря 2017 г.

Абрек Зелимхан и религиозные авторитеты

Абрек Зелимхан и религиозные авторитеты                                                                                                                                                    

Абрек Зелимхан и религиозные авторитеты

















Абрек Зелимхан, 1овда, Али Митаев


Явление
абречества возникло в конце ХIХ века и в начале ХХ века получило широкое
распространение. По утверждению А. Авторханова, «абрек» - слово
чеченское, которое «впервые вошло в русский язык со времени
русско-кавказской войны» и в чеченском понимании оно означает
«революционер-одиночка, который мстит чужеземной власти за её
несправедливость и жестокости против чеченского народа».


А Ахмед
Цаликов считал, что кавказские абреки – разбойники поневоле, «жертвы
темперамента, аффекта, народных обычаев, носящих в иных случаях кровавый
характер, часто это и жертвы общественной или административной
несправедливости». Так абрек Зелимхан, преследуемый царскими войсками,
нуждался в поддержке не только простых горцев, но и религиозных
авторитетов. В поисках такой поддержки он обращается к шейху
Бамат-Гирей-Хаджи, который относился с пониманием к его борьбе с
царскими чиновниками. Понимая, что пока Зелимхан находит поддержку у
известных религиозных авторитетов, его невозможно поймать или
ликвидировать, военная администрация Кавказского края с согласия царя
производит массовые аресты. Среди арестованных были известные в
Дагестане, Чечне и Ингушетии суфийские шейхи. Согласно документу
Департамента полиции под названием «К вопросу о выдворении высылаемых из
Кавказского края в Тульскую, Орловскую и Калужскую губернии шейхов и
25-ти родственников Зелимхана за оказываемые последнему пособничества в
дерзких преступлениях» в числе сосланных шейхов были Бамат-Гирей-Хаджи,
Докку-Хаджи, Кана-шейх, Батал-Хаджи, Магомед-мулла.
….


Как-то раз,
будучи в Калуге, мы с одним достойным человеком и настоящим чеченцем
Бек-Мурзой Хаджиевым, что родом из соседнего со мной селения Янди
Ачхой-Мартановского района зашли осмотреть усадьбу-музей имама Шамиля,
где он проживал в полном довольствии обласканный «Белым царем», имея
свой двор, выезд, прислугу, и наделенный огромными привилегиями, коими в
ту пору были наделены по сану только Великие Князья, относящиеся к
царской фамилии. Там мы узнали факты, куда более интересные, а зайдя в
библиотеку, нашли и подтверждение тому, что в Калужской области, да и
Тульской находилось еще немало представителей Северного Кавказа не менее
именитых, но далеко не обласканных царем. Так, мы нашли материал
свидетельствующий, что по «Высочайшему повелению» в Калужскую область
были сосланы на поселение и подобно арестантам находились под надзором
наиболее почитаемые и пользующиеся неограниченным влиянием в Чечне,
Ингушетии и Дагестане мусульманские ученые-шейхи: 103 летний Бамат-Гирей
Хаджи Митаев и Батал-Хаджи Белхароев. Вот, что можно прочитать по этому
поводу в газете «Русское слово» от 20 апреля 1912 года: Губернатор
Калужской области уведомляет Департамент Полиции, что «Бамат-Гирей-Хаджи
Митаев, Батал-Хаджи Белхароев, Кана-Хаджи, Абдул-Азиз Шаптукаев,
Магомед-Хаджи Назиров прибыли в Калужскую губернию», и начиная с «29
апреля 1912 года учреждается надзор полиции за Хаджи-Митаевым». Среди
арестованных и высланных, как шейхов, так и рядовых горцев никто не
состоял в родстве ни с абреком Зелимханом Харачоевским, ни с Сулумбеком
Сагопшинским, но тем не менее царские власти без суда и следствия, без
юридического определения меры вины тысячами подвергали арестам и ссылкам
чеченцев и ингушей лишь потому, что они сочувствовали народным героям.
….


Командующий
войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант, генерал от
кавалерии граф Воронцов-Дашков 16 сентября 1911 года направил
российскому императору «всеподданейший рапорт» о принятии им мер по
«наказанию чеченского народа за укрывательство абрека Зелимхана и
оказываемое ему пособничество в дерзких преступлениях». Он просил царя
«не отказать в зависящих распоряжениях о выдворении высылаемых… шейхов и
25-ти родственников Зелимхана в определенных им местах жительства и на
правах лиц, высланных под гласный надзор полиции». Копию этого рапорта
26 октября он направляет министру внутренних дел Российской империи А.А.
Макарову. В своем рапорте Воронцов-Дашков показывает сложившуюся на
Тереке сложную ситуацию, в связи с абречеством Зелимхана. «Самым главным
препятствием поимки названного абрека, служит поголовное укрывательство
его почти всем туземным населением Грозненского и Веденского округов и
оказываемая им разбойнику в необходимых случаях активная поддержка», -
расписывался в собственном бессилии царский генерал. Не сумев
организовать поимку Зелимхана, он решил «в целях достойного наказания
чеченского народа за непрерывное укрывательство Зелимхана, в течение 12
лет, и явное ему пособничество, а также и установления порядка
дальнейшей борьбы с упомянутым разбойником», предложить начальнику
Терской области осуществить следующие мероприятия:


«1. Поставить
на экзекуцию войсковые части командами не менее полусотни в те
населенные пункты Веденского и Грозненского округов, в районе которых
Зелимхан скрывался последнее время, а также и в те, в состав которых
принадлежат убитые и задержанные в настоящее время разбойники, и через
которых следовала шайка после нападения ея на дорожную комиссию
(Хорочой, Дышне-Ведено, Махкеты, Завирихи, Ца-Ведень, Хатуни,
Эшал-Хатой, Элистанжи, Таузень, Истису, Майртуп, Хой, Ихарой, Ригахой,
Макажой, Автуры, Варандинские хутора. Для этого привлечь части войск
Терской области и командировать пластунских сотен.
2.
Выслать в Тульскую Губернию сроком на 5 лет вместе со своими семьями
жителей Веденского округа - Бамат-Гирея-Хаджи Митаева, Сугаипа-муллу
Гайсумова и Чиммирза-Хаджи, Назрановского округа - Батал-Хаджи
Белхорова, Грозненского округа - Кана-Хаджи, Абдул-Азиза Шаптукаева и
Магомеда-муллу из Андийского округа, Дагестанской области, Омара-Хаджи
как наиболее влиятельных представителей шейхов мусульманской секты
«Зикра», вредных для общественного порядка и спокойствия и вместе с тем
способствовавших разбойнической деятельности Зелимхана, который, являясь
рьяным последователем помянутой секты, пользуется покровительством
названных шейхов и служит для них орудием противодействия русской
власти. Шейхи эти, как выяснено, поддерживают с Зелимханом тесное
сношение, благословляют его шайку своими последователями-мюридами,
доставляют ему оружие и патроны и тщательно укрывают его.
3.
Выслать в том же порядке в Орловскую губернию сроком на пять лет 25-ть
родственников Зелимхана, укрывавших его и оказывавших ему пособничество в
разбоях.
4.
Расселить жителей самовольно возведенных хуторов, жители коих уличены…
местными властями в укрывательстве Зелимхана и предержательстве его
шайки.
5.
Назначить теперь же правительственных старшин во всех сельских общинах,
составляющих район деятельности Зелимхана, а равно и в тех селениях,
откуда происходили разбойники, принимавшие участие в последнем нападении
его шайки».


ВЛАДИМИР МАЛЬСАГОВ


Источник: vestnikcivitas.ru


abrek.org