пятница, 29 декабря 2017 г.

Если точнее -Сахалин был до улицы Ипподромной (или "Чукотской) до Богдана Хмельницкого,- дороги в новый аэропорт,с-з Родину(,где Ипподромный м-н) Постройки частного сектора,где собственные одноэтажные дома. центром Сахалина,считался "Бешеный угол",-небольшая площадь около бани и где стояла пивная,позже там базарчик был. Вот все,что было по правую сторону от движения автобуса№ 7 (Икаруса-длинного) начиная от Ул Маяковского, мимо парка с летним кинотеатром ("Пионер или как он назывался?), справа от 32 школы. Там жило много староверов,большинство мужчин "сиделые" отсидевшие срока при Сталина и позже, главным и любимым занятием которых было ,-разведение голубей. Каких только голубей не было: чисто почтовые,-которые внешним видом особо не отличаются,зато имеют отличные летные качества, "Дутыши-с важной походкой и выпирающей сильно грудью, "Монахи" у которых не столько на ногах оперение большое было,как на голове,-небольшой красивый хохолок. В каждом собственном дворике,была своя голубятня,чаще более красивая и выше,чем сам хозяйский дом. "Голубятники",-по своему,были больными людьми по отношению,каждый к своей голубятне,за то,мог ночью уничтожить голубятню конкурента. Бывало,в ход шло излюбленное оружие мужиков,топоры и из-за голубей убивали друг-друга. До,что там,-был случай,который лично я знал,когда брат зарубил брата. Голубятники,были в полном смысле слова,-фанатики большие: они часто сами могли голодать,но голубей кормили в любом случае. У них на Центральном рынке,была своя тусовка,где продавали,меняли голубей и там продавали лучший,специально сделанный корм для голубей. Хлебом,таких птиц старались не кормить т.к. от хлеба птица жиреет и уже не может нормально летать. Главным забавой,-это были пари на деньги,которые между собой заключали голубятники,целыми днями спорившие друг с другом или чаще целой толпой,человек 25-30,собравшись у "Бешеного угла" и доказывающие,чей голубь или пара голубей лучше. Там оценивалось все: и хороший,легкий взлет с "уходом в точку" когда птицу было практически не разглядеть в небе, как умеет "бить"-кувыркаться через голову в воздухе. Причем,тот голубь который "хитрил" и кувыркался не через голову, а через крыло,-осуждался и "переводился" в условно низшую категорию,как бы "подбраковывался". Каждый из этих мужиков гордился каким то самым своим "козырным" голубем или парой голубей. Голубиные пары оценивались по тем же критериям,по которым оценивают и людей: верность(недаром говорят-голубиная верность),когда голуби буквально на секунду не отходят друг от дружки,делятся кормом,-ожидая когда другой насытится,по очереди высиживают яйца и заботятся о птенцах Таких голубей хозяин лелеет особо и используя качество,которое бывает сильно развито в некоторых экземплярах: привязанность либо к своей "половинке",либо,просто к "своему дому",хозяину,-которого голуби узнают из любой вышины,-тренирует их: унося каждый раз или увозя все дальше от дома и наблюдая как он быстро ориентируется и через сколько возвращается в голубятню. Само-собой,почтовых и тренировать практически столько не надо,у них срабатывает "врожденный компас",который через сутки, давал возможность вернуться голубю из "Орджо"-Владикавказа,куда его специально отвозили,попросив знакомого таксиста,в Грозный. Однако,споры,как правило,заключались на других птиц: таких голубей или даже голубок(что очень редко бывало потому,что голубки,чаще улетают за понравившимся им голубем) которые " сажали" чужую стаю или голубя и происходило это так: когда кто-то поднимал своих голубей в небо и стая "поймав кураж" в вышине, начинала резвиться, понтуясь друг-перед другом,своей "удалью": кто исполнял серию из переворотов "бил" в небе,бывали такие,которые,как бы подражая ястребу, начинали падать "камнем" вниз, рискуя разбиться увлеченные своим "трюком" В самый разгар представления в "цирке на небесах",заключались пари и кто-то говорил,что его голубь уведет за собой и посадит ,а это означало,что именно,-в своем дворе и на крыше своего дома и голубятни, "веселящуюся" в небе,стаю или скорее всего,увлечет за собой,какую-нибудь голубку и "приведет ее в свой дом". Такие пари заканчивались,понятное дело,часто руганью,а то и дракой,но проигранное отдавали,но нам,пацанам,самое страшно было наблюдать,когда возвращаемой,улетевшей за понравившимся кавалером, голубке,-хозяин отрывал голову,зажав ее между указательным и средним пальцами и резко ударив этой рукой по своей коленке,таким образом "выбраковывая" стаю. Правда,чаще бывало,когда голубятники находящиеся в приятельских отношениях, заканчивали пари шутками и приколами в пивнушке у "Бешеного угла", а улетевшую голубку,проигравший оставлял приятелю говоря,что пара должно быть хорошая получится При условии,если совпадали природные качества и другие особенности птицы. Впрочем,в те времена,подобная жизнь протекала на каждом из "куянов" в Грозном: "Индюшке"(где Трампарк),"Щебелиновке"(Октябрьский р-он.по правую сторону от (Окружной) Сайханова,когда едешь в Алды или Черноречье, где 8-го Марта,только по другую сторону от трамвая),"Голубин",-где пос Войкова, "Бароновка","Собачевка" на 36 участке в Старопромысловском р-не, "Соленная балка" остается слева. Тогда на Сахалине,как,впрочем и на других "куянах",ночами света,практически не было. На "Сахалине" у Бани,где "Бешеный угол" стоял один столб с лампой(тогда еще неоновых не было) и был полный "мрак" освещаемый местами полосками света пробивающегося между ставнями. Такой "мир" по ночам окутывал попавшего туда пешехода,как ,впрочем в центре города,буквально,пройдя один квартал от старого здания МВД и стоявшего напротив КГБ,в подвале которого был КПЗ или ИВС,как сейчас называется, в одном из помещений которого,где стояли отопительные бойлеры и отдыхали дежурившие менты, вся стена была,подобна лицу переболевшего оспой, испещрена выемками от пуль в каменных стенах. Сколько бы не забеливали,не затирали,-свидетельства ЧКистких расправ,массовых казней так и оставались видны. Через квартал начиналось,самое,по своему интересное место,которое жило своей жизнью,своими отношениями,был свой мир,-далекий от глаз не посвященных и назывался этот мир-"Махалей джигуру"(Слива,если,что в правописании,-поправь),это была ул.Московская на которой и существовала "Еврейская слободка",возникшая рядом с крепости "Грозной",еще с момента основания. Пожилые евреи,многие говорили на чеченском и хорошо знали обычаи и стоит сказать правду, что единственный народ , не заставший захватывать дома высланных чеченцев и ингушей,мародерствовать и угонять скот,-были евреи.В дни выселения, главный еврейский раввин,бывший на то время в Грозном,собрал еврейский народ и предупредил,что проклят каждый и род того,кто делом или даже мыслью позарится на имущество высланных или поселится в домах,которые покинули чеченцы и ингуши. В то время,пожалуй единственный кто с убеждением сказал,что чеченцы и ингуши обязательно вернуться на свою землю. Это происходило у одной из синагог,которая находилась на самой Московской,где позже,при совдепии,был склад,кажется от "Треста столовых и ресторанов",где хранились,столы,тарелки с надписями "Общепит" и т.п. По ночам на Московской кипела в темноте своя жизнь и любители "казино",понимают эту страсть,когда люди сутками,в некоторых домах,как к примеру у "тети" Хани,где жила Ханка со своим братом Мухоем и бывал "Майдан",как у нас называли "Катран"т.е. подпольное казино. Еда и напитки, игрокам подавались прямо к "зеленому сукну" т.е к месту игры.. Тогда,знающие и которых знали,легко и свободно чувствовали себя по ночам на "Махалее", а кто из девушкой прогуливался, выйдя из Трека по железному мостику и вот, ты почти "на пятачке" Махалея", с уверенностью,что в ее адрес не будет какой-нибудь тупой шуточки и т.п. В то же,время, "менты" не рисковали ночью там появляться,а если появлялись то на машинах и очень редко,-ночью. "На "пятаке" в самом центре Еврейской слободки,так же стоял один столб с лампой и старшие,часто давали "пацанятам" либо жвачки(в начале даже 70-х,-редкость), либо рубль,когда они требовали сигареты,чтобы само курево,как бы не давать,с условием,что разобьют со "стрелки",то бишь,-рогатки, лампочку. Интересное дело,начиналось на "слободке",когда в Грозном,особенно осенью-зимой,начинался сезон сырой,мерзкой погоды с часто моросящим дождем, а в то время и в центре асфальт далеко не везде лежал. Московская, на которой местами выступала, выложенная еще в старину булыжником,мостовая, но везде была наша,грозненская жирная,густая,как и подобает,нефтяной почве,-грязь. Которая налипая на обувь,могла в легкую "сорвать" и ботинок с ноги, если необдуманно шагнул и глубоко увяз и подобным образом,бывало машины увязали,что только трактором и вытягивать оставалось, и плюс ко всей этой "радости"-грязь эта очень тяжело отмывалась от обуви, а машины в эти сезоны и мыть смысла не было т.к. они забрызгивались одна от другой в считанные минуты,стоило выехать со двора. Так вот: как то "менты" решили провести,как то бывало, "облаву",рейд на Московской,которые они совершали даже на машинах "Скорой помощи" ,облачившись в белые халаты,но понятное дело,наглые, самодовольные физиономии,никакой медицинский камуфляж, не спрячет. Это было где-то в ноябре,когда у нас, мерзкая погода бывала регулярно, резво,как они планировали, выскочили на 3-4 машинах с разных сторон: одни,где-то с Ноя Буачидзе, а другие с Субботникова или Пролетарской, подстегиваемые не столько "профессиональным" азартом, сколько запахом "бабла", которое они "состригали" при любом раскладе во время облав. Если облава была "удачная"(а мы,как то раз,"отсиживая" одну "пару" занятий в университете, в "Треке", где раньше был "лягушатник" плавательный бассейн,напротив телестудии,-были очевидцами мечущихся сквозь проходные дворы на том берегу Сунжи, людей за которыми бегали "врачи" в белых халатах,словно это происходит в психбольнице какой-то, а в один момент, из дома выбежал человек с чемоданом и сильно размахнувшись бросил его в быстрину Сунжи. В полете, чемодан,оставлял за собой полосу темного шлейфа, а ударившись о воду,распахнулся и высыпавшееся содержимое создало на воде пятно бурого цвета,которого продержалось всего лишь секунды,моментально разнесенное волнами Сразу же.все мы поняли,что это выбросили полный чемодан,-анаши,("дури","дряни""плана" или марихуаны,как ее называют в мире), но в тот,промозглый,осенний день,облава не задалась с самого начала и выскочившие к "пяточку" на Московской "таблетки" УАЗики, увязли колесами, сев в грязь "пузом" автомобилей. "Менты" матерились по рациям,вызывая на помощь технику,которая смогла бы их вытянуть, пытались сами вытолкнуть машины, а все,кто первые минуты, "припал на низком старте", избавившись от всего криминального,что могло быть в карманах,с наглыми усмешками подошли к захваченной грязью,-"группе захвата", а кое-кто и "прикалываясь" стал давать идиотские советы. Закончилось все тем,что латентный кримминалитет, вытащил из грязи совковую милицию.. Вернувшись к Сахалину,хочу напомнить, что в 60 х по ул Первомайской,практически,действовал "комендантский час" и ходили патрули совместные один-мент,один офицер военный и где-то пятеро солдат, начиная с 10 часов. Драки постоянные были и поэтому назвали "Бешеный угол" т.к. на "чужого" из другого района ,забредшего туда, накидывалась эти 6-7 человек,торчавшие там целыми днями,но предварительно "пробивали" кто он и,что представляет задавая вопросы и "пробивая на душок", а там и молотили,причем с присущей этим людям изощренной жестокостью,цепями,кольями,арматурой. Всякое бывало,но с середины 60-х, начиная между школами(там кажется 14 была,если не ошибаюсь) их локализовали у бани и они не часто отваживались выходить в город, а молодежь в выходные дни стремились попасть на "танцы", "дискотека"-понятие еще не родилось в мире, а шла волна рока поднятая Элвисом Пресли и особенно "Beatles". В Грозном появились свои группы,а так как слово "рок" было запрещено в обиходе,как тлетворное влияние Запада(Замечаем сегодняшнее возрождение Кремлем тех же методов оболванивания?) то самым крутым был ВИА "Ровесники" преимущественно учившиеся в Нефтяном институте. Танцы были в "Треке" парке Кирова, в ДК Железнодорожников за вокзалом, в ДК Ленина(но там больше помпезные коммунистические мероприятия проходили)и нормальна танцплощадка была в парке завода "Красный молот",а скорее "садике" как мы его называли. Там стояла открытая танцплощадка и танцы были в теплое время,обычно разрешали начиная с 1 Мая. Если быть точным,то туда шли не танцевать, а "сражаться" и не было дня,чтобы обходился без драки. Так в ДК Железнодорожников заправляли пацаны с Адов и Черноречья с Ахмедом Парчаевым,бывшим старшим и наиболее авторитетным. У "Красного молота" одно время бывали со Старой Сунжи и у них один из известных наиболее был-"Мунтус", но потом в "молотовском" саду,перебравшись,тусовались пацаны с "Хоз.мага" "3-его совхоза" и с "Луча" т.е. с "верховьев" ул Ленина, а в то время,среди них,как бы "старшим" был- "Бай",занимавшийся тогда борьбой,был дерзким и толковым парнем. Впрочем, "танцы "не столбили", а просто следовали за своей любимой группой,чаще за Ровесниками т.к. они были и самыми престижными,а следовательно и самые "крутые" девушки,студентки ВУЗов, следовали за своими кумирами, а "хулиганы"совсем,по "Есенински" (Как может любить хулиган! Как он может быть покорным!")преследуя цель и предмет мечтаний,каждого юноши, появлялись там же. Драки,больше были инструментом,позволявшим обратить на себя внимание. Так "сахалинских" вытеснили из тех мест,где они в начале 60-х с обрезами и цепями,не давали прохода другим, накидываясь на вайнахов. Правда,еще бывали в конце 60-х, когда "сахалинские" вылазки совершали в районе "Консервного завода" и трамвайного кольца, но контингент менялся и на Сахалине где стали покупать дома и селиться чеченцы и ингуши. Примерно такую картину "маслом" я видел в Грозном нашей юности.