пятница, 28 ноября 2014 г.

Колонизация Чечни,-очередной виток

Сюжеты / Война в Чечне: 20 лет спустя

Война в Чечне: ошибки и преступления

Конференция в Москве к 20-летию начала первой чеченской. Прямая трансляция
Грозный. 1 сентября 1996
Грозный. 1 сентября 1996
ВМоскве, в офисе партии "Яблоко", проходит конференция "Война в Чечне: политические ошибки и военные преступления", приуроченная к 20-летию начала первой и 15-летию начала второй чеченских войн.
В дискуссии принимают участие политики, общественные деятели, ветераны боевых действий и журналисты, побывавшие в горячих точках – в Чечне в 90-е и на Украине в наши дни.
В рамках конференции – презентация фотовыставки: "Чечня – Украина: Новая война, старые ошибки" – фотохроника чеченских войн и вооруженного конфликта на Украине, включая нигде ранее не опубликованные снимки Аркадия Бабченко, Владимира Воронова, Андрия Цаплиенко, Виктора Майстренко и Дмитрия Флорина.
Метки: чечня,украина,партия "Яблоко"

четверг, 27 ноября 2014 г.

Танки в Грозном

20 лет назад, 26 ноября 1994 года, был дан ход Первой чеченской войне
Башня танка, расстрелянного в Грозном 26 ноября 1994 г.
Башня танка, расстрелянного в Грозном 26 ноября 1994 г.

Другие статьи на эту тему

Ранним субботним утром 26 ноября 1994 года свыше трех тысяч "ополченцев" вошли в Грозный с нескольких направлений при поддержке то ли сорока, то ли даже пятидесяти танков. Экипажи большей части танков были полностью укомплектованы военнослужащими российской армии.
Считается, что первая чеченская война стартовала 11 декабря 1994 года – в день, когда колонны российских войск вошли в Чечню. Однако спусковой крючок "большой войны" нажали все же 26 ноября 1994 года, когда танки так называемой "военной оппозиции" ворвались в Грозный во второй раз. (Подробнее про то, кто и как создавал антидудаевскую оппозицию, и про ее фальстарт 15 октября 1994 г. см. "Штурм, которого не было".)
Сразу после позорного провала штурма 15 октября 1994 года и бегства из Грозного лидеров "оппозиции" заместитель директора Федеральной службы контрразведки (ФСК) России – начальник УФСК по Москве и Московской области Евгений Савостьянов провел в Моздоке "разбор полетов". Как утверждал приглашенный на это совещание Руслан Хасбулатов, Автурханов и Гантамиров, отчитавшись перед Савостьяновым за провал предыдущего дня, "запросили дополнительное оружие, в том числе танки" (Хасбулатов Р. Взорванная жизнь. Кремль и российско-чеченская война. М., 2002. С. 238). По версии Хасбулатова, "недели через две после позорного бегства Автурханова и Гантамирова из Грозного <…> Моздок прекратил поставки оружия этим деятелям". Правда, сам Руслан Имранович уверял, что Москва тогда, мол, "поставила условие: оружие оппозиции будет поставляться лишь в том случае, если Хасбулатов выедет из Чечни" (Там же. С. 263).
Очевидно, имела место оперативная пауза: Москве надо было разобраться в причинах поражения, выработать новые подходы, определив, что делать дальше и на кого ставить. Что вовсе не означало ни прекращения финансирования пресловутой "оппозиции", ни прекращения вооружения и оснащения ее боевиков. Порой вооружение передавали боевикам не напрямую от военных, а через промежуточную "инстанцию" в виде внутренних войск МВД.
Правда, командующего внутренними войсками генерала Анатолия Куликова смущали доклады, "что у оппозиционеров нет людей, умеющих применять огнеметы, станковые гранатометы или групповое оружие…" (Куликов А. Тяжелые звезды. М., 2002. С. 238). Впрочем, проблему специальной подготовки чеченских боевиков решили быстро: ее организацию поручили армейцам. Как открытым текстом признал Ахмед Келиматов, назначенный тогда командующим "оппозиционным ополчением
Выполнял приказ, но душа моя была не на месте. Понимал, что достаточно дуновения политического ветерка, чтобы часть оппозиции, до этого демонстрировавшая союзнические чувства, либо струсит, либо – в лучшем случае – продаст оружие на базаре
Притеречья и заместителем Главкома Автурханова", в октябре 1994 года "отряд чеченской оппозиции из 120 человек под руководством офицеров 33-го мотострелкового полка проходит месячные курсы подготовки на полигоне "Прудбой" 8-го Волгоградского армейского корпуса Российской армии" (Келиматов А. Чечня в когтях дьявола или на пути к самоуничтожению. М., 2003. С. 357). Здесь господин Келиматов "слегка" лукавит: на том полигоне – его еще именовали тогда учебным центром "Прудбой" 33-го полка 20-й мотострелковой дивизии – подготовку прошли не 120 боевиков "оппозиции", много больше. Да и натаскивали там чеченских боевиков – обычно партиями по 150 человек – по крайней мере, с лета 1994 года. Обычно практиковались двухнедельные курсы.
Несмотря на это, иллюзий на предмет высокой боеспособности боевиков, пусть и прошедших подготовку на "Прудбое", не питали ни сами "полководцы", ни их московские кураторы. Тот же Куликов отмечал, что "выполнял приказ, но душа моя была не на месте. Понимал, что достаточно дуновения политического ветерка, чтобы часть оппозиции, до этого демонстрировавшая союзнические чувства, либо струсит, либо – в лучшем случае – продаст оружие на базаре"(Куликов А. Указ. соч. С. 238). Принципиальная неспособность к самостоятельным мало-мальски эффективным действиям стала наиболее очевидна после позорного фиаско с налетом на Грозный 15 октября 1994 года. Судя по всему, именно тогда и родилась идея ликвидировать нехватку военных специалистов в рядах "оппозиции" за счет командированных туда профессионалов.
По версии Куликова, впервые с этой идеей выступил на одном из совещаний Евгений Савостьянов, курировавший чеченскую проблему по линии ФСК, и "некоторым эта мысль показалась весьма остроумной: с одной стороны, репутация официальной России при любом исходе оставалась вроде бы безупречной, с другой – сладкой музыкой в ушах некоторых генералов еще звучали обещания, которые вдували им Автурханов с Гантамировым: мол, дайте нам пару десятков танков, дайте нам экипажи, которые умеют стрелять, а остальное решится само собой…" (Куликов А. Указ. соч. С. 238-239).
Администрация президента Ельцина видела задачу антидудаевских формирований предельно конкретно и одноразово: они должны были обеспечить повод для масштабного ввода войск в Чечню. Скажем, взяв центр, если и не весь Грозный, на пару дней или даже часов, без разницы! Нужно было создать иллюзию вспыхнувшей в Чечне гражданской войны, не оставившей Кремлю иного выбора, кроме прямого военного вмешательства – для защиты мирного населения, разумеется…
Смерть по тарифу
1 ноября 1994 года появилась директива Генерального штаба Вооруженных сил РФ № 312/1/0130ш, согласно которой Северо-Кавказский военный округ должен был предоставить "оппозиции" 40 танков Т-72. Еще раньше, в октябре, согласно указаниям президента Ельцина, министр обороны России генерал армии Павел Грачев распорядился организовать в Главном оперативном управлении (ГОУ) Генштаба оперативную группу по Чечне, в задачу которой входила разработка сценария различных вариантов использования силовых методов в отношении Чечни, включая непосредственный ввод войск и боевые действия. Помимо этого на пресловутую оперативную группу возлагалось обеспечение координации действий собственно армии, частей МВД, пограничных войск и спецслужб при планировании и подготовке операции вторжения, сбор и анализ информации о численности, дислокации и вооружении чеченских формирований. Эту группу возглавили первый заместитель начальника ГОУ Генштаба генерал-лейтенант Анатолий Квашнин и заместитель начальника ГОУ генерал-лейтенант Леонтий Шевцов.
3 ноября 1994 года сотрудники Управления военной контрразведки ФСК приступили к вербовке танкистов-"добровольцев" в частях Московского военного округа – во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии, 18-й отдельной мотострелковой бригаде и на Высших офицерских курсах "Выстрел". Всего чекистами было навербовано 82 танкиста: большей частью офицеры – в звании от лейтенанта до майора, несколько прапорщиков и солдат срочной службы. Все это делалось по приказу и с санкции руководства министра обороны (Павел Грачев), начальника Генштаба (Михаил Колесников), командования Московского военного округа (Леонтий Кузнецов), ФСК (Сергей Степашин), Управления военной контрразведки ФСК (генерал-полковник Алексей Моляков).
Согласно признаниям танкистов, попавших в плен, с ними от имени ФСК заключался письменный контракт, согласно которому им авансом выплачивался один миллион рублей (324 доллара США по курсу ЦБ РФ на 2 ноября 1994 года), еще не менее трех миллионов рублей (972 доллара) было обещано выплатить по завершении операции – по крайней мере, так говорил после своего пленения старший прапорщик гвардейской Кантемировской танковой дивизии Николай Потехин, с которым мне довелось общаться в Грозном. Формально это была контрактная плата лишь за "перегон" танковой техники из Моздока в Чечню.
Помимо этого, по отдельной графе шла оплата за участие в боевых действиях и за уничтожение техники противника. Легкое ранение оценивалось в 25 миллионов рублей (8103 доллара), среднее – в 50 миллионов рублей (16 207 долларов), тяжелое – в 75 миллионов рублей (24 311 долларов), смерть военнослужащего – в 150 миллионов рублей (48 622 доллара). По линии правительства доставкой "добровольцев" в Моздок с подмосковного военного аэродрома Чкаловский занимался заместитель министра по делам национальностей и региональной политики, бывший армейский политработник генерал-майор (позже – генерал-лейтенант) Александр Котенков.
10 ноября 1994 года лидеры "оппозиции" получили информацию из Моздока: принято окончательное решение о вводе войск в Чечню, но, по выражению Келиматова, "процедура ввода" будет определена в субботу 12 ноября 1994 года (Келиматов А. Указ. соч. С. 358). В тот же день было создано так называемое "правительство Чеченской Республики при Временном совете", которое возглавил Саламбек Хаджиев, бывший министр нефтехимической промышленности СССР.
Далее все по плану. В Моздок прибыли завербованные "волонтеры", начали готовить танки к переброске в Чечню. 17 ноября 1994 года перегнали первые 12 танков Т-72 и две фуры с оружием из Моздока в Знаменское. В тот же день в Моздок из Москвы прибыла большая группа генералов и офицеров во главе с начальником Генерального штаба генерал-полковников (позже – генерал армии) Михаилом Колесниковым. Непосредственное руководство операцией было возложено на заместителя командира 8-го армейского корпуса генерал-майора Геннадия Жукова, хотя на деле все реальные нити управления сосредоточились в руках генерала Котенкова.
Тем временем руководство "оппозиции" активно работало над организацией предлога для обоснования ввода войск. Поскольку никакой гражданской войны в Чечне не было, учинили ее имитацию: при поддержке российской авиации провели операцию по захвату села Братское. Как еще 15 ноября 1994 года заявил Ахмеду Келиматову его босс, Умар Автурханов, "пора нам ездить в Моздок прямо через Братское" (Там же). "Командарму Притеречья" была обещана помощь российских вертолетчиков. Вертолеты ударили по позициям дудаевских сил в Братском 18 ноября в 15:30, потом ударили минометчики и артиллеристы – те самые, которых готовили на полигоне "Прудбой", уже под ночь поспела и танковая колонна. Такая вот была репетиция, как раз и давшая затем Сергею Филатову, тогдашнему главе администрации президента, основание отписать в своих мемуарах: "…разрасталась гражданская война в Чечне" (Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000. С. 253).
Четыре тысячи вязаных шапочек
Финальный военный совет о выступлении на Грозный состоялся в Моздоке 22 ноября 1994 года. Руководителей "оппозиции" доставили туда из Знаменской на вертолетах Ми-8 российской армии. Совещание вели генералы Котенков и Жуков. План был таков: в штурме Грозного участвуют 40 танков Т-72 (по другой версии, танков было 50) с российскими и смешанными российско-чеченскими экипажами, 26 бронетранспортеров и не менее 46 автомобилей ГАЗ-66 с боевиками "оппозиции" на борту. Связь с командным пунктом в Моздоке и между подразделениями должны были обеспечить 80 радиостанций Р-105М и четыре командно-штабные машины связи (КШМ), одну из которых сразу же передали Хасбулатову (Келиматов А. Указ. соч. С. 362). На случай выхода раций из строя в качестве резервных средств связи Котенков предложил использовать …сигнальные ракеты и трассирующие пули.
Общая численность наступавшей на Грозный "оппозиционной" группировки должна была составить 3,5-4 тысячи человек. По крайней мере, в канун выступления было выдано именно столько одноцветных вязаных шапочек, специально заказанных для опознания своих. Наступление на Грозный планировалось с двух сторон – с шестнадцати исходных позиций с севера, из Притеречья – под командованием Келиматова и с двух позиций со стороны Урус-Мартана, с юго-запада – под командованием Гантамирова. По 20-25 танков в каждой из основных колонн. Еще 18 штурмовых групп должны были находиться в резерве.
Штурмовые группы, по представленному Котенковым на моздокском совещании плану, должны были выглядеть так: "Впереди пойдут 8-12 человек – группа обнаружения и разведки. Их задача обнаружить скрытые огневые точки противника для нанесения удара основными силами группы. За ними, на определенном расстоянии, следуют два танка, чуть позади – БТР связи, за ней – пехота от 40 до 60 человек, как прикрытие брони, следом – автотранспорт и машина скорой медицинской помощи. Замыкает штурмовую группу второй БТР связи. Водители боевых машин поддерживают связь как между собой, так и между командирами групп и штабом" (Там же. С. 363).
Дабы не перепутать свои танки с дудаевскими, Котенков приказал Келиматову покрасить башни танков в один цвет, но сделать это лишь за 30 минут до выхода на марш: "Для этого мы выдадим танкистам баночки с нитрокраской, которая будет выдана в положенный срок командирам танков. Цвет краски пока не оглашается" (Там же. С. 363-364).
Командирам штурмовых групп и танков было предписано, переодевшись в рабочую спецовку, за день-два до операции пешком пройти свои маршруты от въезда в Грозный до дворца Дудаева. Как выяснилось впоследствии, практически никто этого не сделал. Как утверждал Келиматов, этот план разрабатывался только российскими спецами, до полевых командиров "военной оппозиции" его лишь довели: "Котенков изложил нам "заготовленный" (!) план захвата президентского дворца и взятия под контроль силами оппозиции города Грозного" (Там же. С. 361). На резонный вопрос, кто непосредственно входит в штаб и где он разместится, Котенков отрезал: "Штаб будет постоянно находиться в воздухе! А руководить операцией буду лично" (Там же. С. 362).
По версии Хасбулатова, помимо Котенкова, операцию разрабатывала в Моздоке группа генералов во главе с начальником штаба – первым заместителем командующего ВВ МВД Анатолием Шкирко, а политическое решение о военном вторжении под флагом оппозиции за несколько дней до того было принято на уровне президента (Хасбулатов Р. Указ. соч. С. 309).
В общем, отряды "оппозиции", усиленные российской бронетехникой с российскими же экипажами, должны были ворваться в Грозный, затем, как признавал Хасбулатов, "марионеточное правительство "национального возрождения" Чечни специальным декретом легализует ввод регулярных войск России. <…> Что же касается Д. Дудаева, то он должен был повторить судьбу Хафизуллы Амина, расстрелянного при штурме президентского дворца в Кабуле, – это так планировалось стороной, готовящей очевидную агрессию" (Там же. С. 311).
Никаких выборов, никаких съездов народа Москва не потерпит. Не для того мне дали танки, чтобы вручить власть народу или его избранникам, кем бы они ни были…
Группировка Келиматова выступала на Грозный из села Толстой-Юрт – штаб-квартиры хасбулатовской "Миротворческой группы" – там "военная оппозиция" на ночь разместила свой временный штаб. По версии Хасбулатова, он тогда пытался отговорить Автурханова и Хаджиева от похода на Грозный: "Все было бесполезно. Собеседники признались, что решение в Моздоке о взятии Грозного окончательно принято, и они ничего не могут сделать" (Там же. С. 271). Еще Хасбулатов упоминает разговор с Хаджиевым 24 ноября: Хаджиев, сославшись на "московское руководство", резко выступил против готовившегося тогда Хасбулатовым чрезвычайного съезда народных представителей: "Никаких выборов, никаких съездов народа Москва не потерпит. Не для того мне дали танки, чтобы вручить власть народу или его избранникам, кем бы они ни были…" (Хасбулатов Р. Чечня: мне не дали остановить войну. Записки миротворца. М., 1995. С. 41).
По разработанному в Моздоке плану ударные группы должны были выдвинуться на Грозный 26 ноября 1994 года в 4:30 и за два часа до рассвета, в 6:00, уже взять в кольцо президентский дворец Дудаева – здание бывшего Чечено-Ингушского обкома КПСС (или, как его тогда называли, Реском). Помимо этого, планировалось взять под контроль телецентр. Наземным группам была обещана поддержка с воздуха – ударными вертолетами и штурмовиками.
Танки в поисках солярки
План посыпался с самого начала. Когда "командарм Притеречья" Келиматов в 3:00 собрал комбатов и командиров штурмовых групп, выяснилось, что боевики к выступлению не готовы. "Нерешенными оказались именно те проблемы, за которые отвечал Автурханов: это и нехватка транспорта под людей, и севшие аккумуляторные батареи в радиостанциях, и отсутствие горючего в танках. Все это обнаруживается именно в тот момент, когда должны выступать"(Келиматов А. Указ. соч. С. 372). В общем, одни двинулись на транспорте, другие – пешим порядком, "а танки в поисках соляры начали метаться от одной заправки к другой. Связь с командирами и колонной практически отсутствует" (Там же).
Так что восход солнца застал ударную группировку Келиматова не возле дворца Дудаева, как это должно было быть по плану, а еще на Терском хребте. В Грозном уже шел бой. Лишь около 9 часов утра колонна миновала консервный завод, но к тому времени уже было обезглавлено командование ударного батальона: убит его командир, Яхья Гериханов, тяжело ранены начальник штаба и командир одной из рот. Как оказалось, батальон Гериханова, первым прорвавшийся к президентскому дворцу, оказался там в огненном мешке: "Противник выставил засаду повсеместно по всему жилому сектору" (Келиматов А. Указ. соч. С. 373). Еще бы, при такой организации похода на Грозный было бы удивительно, если бы о нем в деталях не знали те, против кого он был нацелен. Как можно было об этом не знать, когда через всю республику из Моздока колоннами гонят танки, бронетранспортеры, а 3-4 тысячи вооруженных людей вдруг одновременно собираются в нескольких опорных пунктах?! Не говоря уж о том, что работала разведка, самые сокровенные сведения продавались-покупались за гроши, да и просто утекали.
За все время нашего нахождения в Грозном к нам не присоединился ни один доброволец из числа городского ополчения
Тем паче что никаких внятных и четких планов у "оппозиции", на самом деле, и не было. Дойдя до Дома печати, Автурханов продвижение остановил, развернул там свой штаб, связался с Моздоком и доложил кураторам о достигнутом. Вместо того, чтобы руководить своими штурмовыми группами, там же завис и Гантамиров, утративший связь со своими подразделениями. Как выяснилось, его формирования, застряв в районе Черноречья, так и провели там все время. Еще два батальона, подчиненные уже Келиматову, по его словам, вообще словно "провалились под землю". В общем, полный хаос, никакой связи, никакого управления, никто не знает, что делать. Танки, тем временем, мечутся по улицам незнакомого города без пехотного прикрытия, из засад, из подворотен их расстреливают из гранатометов. Деморализация бойцов "оппозиции" полная, когда Автурханов вышел к своим людям, его уже никто не слушал и не понимал, "потому что не появились обещанные им и Котенковым самолеты и вертолеты, <…> потому что не обеспечил бойцов транспортом и связью, подвел танкистов, предал их веру и надежду" (Келиматов А. Указ. соч. С. 377).
Полевые командиры "оппозиции" сами поначалу особо не суетились, потому как помнили: согласно моздокскому плану, сразу вслед за "военной оппозицией" обещан был ввод российских войск – для установления "конституционного порядка", они-то и должны были добить "дудаевские отряды". Но штаб Котенкова молчал весь день. Что же касается местных жителей, то, как сокрушался все тот же Келиматов, "за все время нашего нахождения в Грозном к нам не присоединился ни один доброволец из числа городского ополчения" (Там же. С. 373).
"Больше всего потряс цинизм"
Тем временем в Москве, как позже напишет Сергей Филатов, уже "подготовили проект указа о введении в Чечне чрезвычайного положения. Требовалось ввести туда внутренние войска, чтобы помочь Временному Совету сохранить власть в Грозном" (Филатов С. Указ. соч. С. 254). По версии тогдашнего руководителя президентской администрации, всему помешал министр внутренних дел Виктор Ерин, заявивший президенту, что все происходящее в Чечне требует серьезной проверки, так что лучше хотя бы несколько дней понаблюдать за развитием событий. Как примечательно обмолвился Филатов, оперативные данные были у ФСК, но "Ерин традиционно не поверил им" (Там же). Хотя, как на голубом глазу утверждал Филатов, дворец Дудаева во второй половине дня… "был захвачен отрядом Лабазанова" (Там же)!
Мало того что этого не было, поскольку люди Лабазанова в то время по традиции занимались мародерством и грабежами ларьков, так господин Филатов отписал, что отряды оппозиции предприняли штурм Грозного "после массированного артобстрела", хотя никакой артиллерии у "оппозиции" во время того штурма не было и в помине. Это лишь к вопросу о том, насколько глава администрации президента – один из главных организаторов той авантюры – владел реальной информацией о ситуации в Чечне!
Уже в 16 часов дня 26 ноября "бледный, заискивающий Хаджиев прибыл в Толстой-Юрт, в мою штаб-квартиру", – вспоминал Хасбулатов. Тщетно пытался связаться с Моздоком, Москвой. Около 22 часов ночи туда же примчался и Автурханов, бросивший в Грозном своих бойцов. К вечеру 26 ноября все и было кончено: поражение "ополченцев" было сокрушительным. Как писал впоследствии генерал армии Анатолий Куликов, "мне рассказывали, что Автурханов в Доме печати чуть ли не коньяк уже разливал по стаканам, празднуя победу, когда боевики начали расстреливать танки на улицах города. Их экипажи, укомплектованные в основном российскими военнослужащими, ввязались в бой, но не были поддержаны отрядами оппозиции и частью погибли, а частью сдались в плен. То, что затевалось как авантюра, было просто обречено на поражение" (Куликов А. Указ. соч. С. 240).
Если бы воевала российская армия, то, по крайней мере, одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все вопросы
По одним данным, "оппозиция" потеряла в тот день в Грозном 22 танка, по другим – 36, по третьим – все до единого. Сколько российских военнослужащих погибли тогда, достоверно неведомо, но известно, что в плен попал 21 российский танкист: семь солдат и сержантов срочной службы, один старший прапорщик, семь лейтенантов и старших лейтенантов, пять капитанов и один майор.
Вечером 27 ноября 1994 года телеканалы впервые сообщили, что в подбитых и захваченных на улицах Грозного танках были российские танкисты. Но министр обороны Павел Грачев с изумлением на лице все отрицал, утверждая, что понятия не имеет, что за наемники штурмовали Грозный, да и вообще, мол, "только безграмотные командиры могут воевать танками в городе", а "если бы воевала российская армия, то, по крайней мере, одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все вопросы" (Радио России, 1994, 28 ноября, 11:00).
Даже генерал Анатолий Куликов, пусть и годы спустя, написал, что во всей этой истории его "больше всего потряс цинизм, с которым от своих военнослужащих сразу же отбоярились именно те чиновники и военачальники, на которых лежала ответственность за провальное наступление оппозиции. Думаю, не только у меня сжималось сердце, когда эти пленные и эти сгоревшие в бою танкисты вдруг стали именоваться "наемниками" без роду и племени. Не знаю, какие золотые горы были обещаны этим бойцам перед отправкой в Чечню, но вот проданы они были – живые и мертвые – с такой суетливой поспешностью и бесстыдством <…> ничем иным, кроме как предательством собственных солдат, нельзя назвать эти неуклюжие попытки чиновников сделать вид, что пленные и погибшие "добровольцы" попали в Чечню неизвестно откуда и воевали исключительно за деньги" (Куликов А. Указ. соч. С. 240-241).
Тем не менее, может, именно это и было реальной задачей московских кураторов той чеченской "оппозиции": так запалить, чтобы уже никуда деться было нельзя – кроме как ввести армию…

понедельник, 24 ноября 2014 г.

Самые знаковые песни группы Queen

5 сентября 1946 года на острове Занзибар на свет появился Фаррух Булсара, ставший известным всему миру под именем Фредди Меркьюри, солиста британской рок-группы Queen. Песни коллектива давно считаются классикой рока, а группа стала легендой мировой музыки. Queen выпустили пятнадцать студийных альбомов, пять концертных и многочисленные сборники. Восемнадцать альбомов группы занимали первые места в чартах разных стран. Концертные выступления Oueen также были признаны одними из самых ярких и значимых за всю историю рока. В память о Фредди Меркьюри вспомним самые знаковые песни Queen.
(Всего 56 фото)
00 Самые знаковые песни группы Queen
01 Самые знаковые песни группы Queen
1. Bohemian Rhapsody, песня из альбома A Night at the Opera была написана Фредди Меркьюри в 1975 году. Песня имеет необычную музыкальную форму. Ее можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал.
02 Самые знаковые песни группы Queen
2. Обычно группа Queen многое придумывала в студии, но вся эта композиция была полностью готова в голове у Меркьюри. Он расписал всю последовательность на листочках для заметок, которые взял на работе у отца, и разложил их на пианино, чтобы продемонстрировать группе. (Из интервью Брайана Мэя журналу Q)
03.1 Самые знаковые песни группы Queen
3. На момент выхода пластинки эта песня была самой дорогой в истории звукозаписи: на нее ушло три недели репетиций всей группы, больше трех недель записи и монтажа в пяти разных студиях.
051 Самые знаковые песни группы Queen
4. Оперную часть композиции исполняют всего три человека, члены Queen: Брайан Мэй, Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор, голоса которых как раз перекрывают необходимый вокальный диапазон от довольно низких нот Мэя к высоким Тейлора. Для создания эффекта большого хора их голоса множество раз продублированы и смонтированы, так что итоговая запись состоит из 180 разных кусочков. В 1975 году им было доступно только аналоговое 24-дорожечное оборудование, поэтому сведение осуществлялось последовательно в несколько этапов, местами число этапов доходило до восьми. Лента изнашивалась до такой степени, что через нее можно было смотреть на просвет, это требовало создания дополнительных копий. Весь процесс занял три недели, музыканты пели по 10-12 часов в день.
04 Самые знаковые песни группы Queen
5. Никто точно не знает, какой смысл у слов этой песни и есть ли он вообще. Фредди Меркьюри, автор «Богемской рапсодии», никогда никому не объяснял этого. Брайан Мэй считает, что в текст заложены некие личные переживания. Хотя радиоведущий Кенни Эверетт говорит, что Меркьюри некогда назвал текст «рифмованной чепухой».
031 Самые знаковые песни группы Queen
6. На вершине британских чартов эта песня побывала дважды: в 1975 году (когда вышел сингл, она там пробыла девять недель) и в 1991-м (когда умер Фредди Меркьюри, вышло переиздание «Богемской рапсодии» вместе с песней These Are the Days of Our Lives). Это первый и единственный пока случай, когда песня в одной и той же версии побывала дважды на первом месте (оба раза к тому же на Рождество).
07 Самые знаковые песни группы Queen
7. We Will Rock You (в переводе с англ. — «Мы вас раскачаем») — песня из альбома News of the World.
08.1 Самые знаковые песни группы Queen
8. Эта песня была написана Мэем после концерта в Бингли-Холл, в английском городе Бирмингеме. В тот вечер публика неожиданно активно подпевала каждой песне Queen, что совершенно не планировалось и привело музыкантов в замешательство: группа всегда хотела, чтобы ее слушали и слушали очень внимательно. Но в тот вечер Мэй и Меркьюри, обсуждая произошедшее, поняли, что с этим уже нельзя бороться и надо как-то принять факт, что на концерте публика принимает то же участие в шоу, что и группа. И дать народу что-нибудь спеть. Вечером после концерта Меркьюри написал We Are the Champions, а Мэй проснулся на следующее утро с ритмом в голове.
08 Самые знаковые песни группы Queen
9. Песня известна благодаря своему запоминающемуся ритму — два удара ногой и один хлопок руками. Такое сопровождение открывает песню и длится до самого конца. Песня уникальна еще и тем, что в ней играет лишь один музыкальный инструмент — электрогитара. Мэй вступает на ней после третьего куплета во время второго повторения «We will, we will rock you». Первоначально в песне должны были быть слова «We will beat you», но Меркьюри сказал, что так звучит глупо, и заменил слова.
111 Самые знаковые песни группы Queen
10. We Are the Champions. Песня вошла в альбом News of the World (1977). Написана Фредди Меркьюри. В качестве сингла была выпущена с еще одной знаменитой композицией на стороне «Б» — We Will Rock You — и стала спортивным гимном миллионов болельщиков по всему миру. Queen часто исполняли их заключительными на своих концертах.
12 Самые знаковые песни группы Queen
11. В вокальной партии есть очень высокие ноты. На концертах Фредди Меркьюри часто уступал самые трудные кусочки Роджеру Тейлору, обладающему как раз высоким, скрипучим голосом.
131 Самые знаковые песни группы Queen
12. Видеоклип к песне представляет собой выступление группы в концертном формате, однако это не концертная запись песни. Группа пригласила своих фанатов в роли зрителей, причем это первый раз в индустрии музыки, когда группа приглашала своих поклонников для создания видеоклипа. После съемок музыканты в качестве вознаграждения сыграли небольшой концерт для своих поклонников.
141 Самые знаковые песни группы Queen
13. В этом клипе продолжил меняться имидж группы. Исчезли длинные волосы у басиста Дикона и ударника Тейлора. Одеты они намного проще, чем раньше, — в темные рубашки. Стиль Мэя остался прежним. Меркьюри одет в черно-белое трико. Это последний видеоклип, где Меркьюри появляется в трико, не считая клипов, в которых используются старые видео.
16.2 Самые знаковые песни группы Queen
14. Radio Ga Ga. В первоначальном варианте песня называлась Radio Ca-Ca, а не Radio Ga Ga. Собственно, эту фразу произнес маленький ребенок Роджера Тейлора. Тейлор написал эту песню как материал для своего сольного альбома, но остальные члены группы разглядели потенциальный хит, дописали слова и инструментальные партии. В частности, изменив и название на Ga Ga.
162 Самые знаковые песни группы Queen
15. Ga Ga — изображение звуков младенцев, которые пытаются говорить, в английском языке (как русское «агу»). Также gaga употребляется в значении «сумасшедший / безумно влюбленный (во что-нибудь)», а также в качестве эпитета человеку, ведущему себя как младенец или выживший из ума старик.
17 Самые знаковые песни группы Queen
16. В видео на песню используются кадры из легендарного немецкого научно-фантастического фильма «Метрополис» (1927 год). Точнее, одной из попыток восстановить утерянный фильм, которую предпринял Джорджо Мородер. В его версии звучала песня Меркьюри Love Kills, и взамен группа получила эти кадры. Но права на трансляцию пришлось выкупать у коммунистической Германии.
18.1 Самые знаковые песни группы Queen
17. В клипе можно наблюдать сцену, когда группа летит на фантастическом аппарате на фоне кадров небоскребов из «Метрополиса»: управляет машиной, дергая за рычаг, автор песни Роджер Тейлор.
181 Самые знаковые песни группы Queen
18. Когда эта песня попала в чарты, у каждого из членов группы Queen стало хотя бы по одной песне, попавшей в десятку хит-парада.
19 Самые знаковые песни группы Queen
19. I Want to Break Free (англ. «Я хочу освободиться») — песня из альбома The Works. Написана Джоном Диконом в 1983 году под впечатлением от мужских взглядов на женское либеральное движение. Песня во многом известна благодаря своему видеоклипу, для которого все музыканты группы переоделись в женские одежды, пародируя самый длинный сериал Великобритании Coronation Street.
20 Самые знаковые песни группы Queen
20. На концертах, когда исполнялась эта песня, Фредди часто появлялся в костюме из видеоклипа песни — в пышном парике, в розовой блузке и с накладной грудью. Постепенно, по ходу песни, он избавлялся от этих вещей. Однако такой сценический образ в некоторых странах пришелся не по вкусу. На концерте в Рио-де-Жанейро зрители забросали группу камнями, когда певец появился в таком виде, и ему пришлось тут же снять с себя всё ненужное.
21 Самые знаковые песни группы Queen
21. Существует три версии песни: альбомная версия песни длится 3 минуты 20 секунд и была выпущена только на альбоме The Works.
22 Самые знаковые песни группы Queen
22. Вторая версия сингла длится 4 минуты 21 секунду. Она отличается от альбомной наличием вступления и более длинным соло синтезатора.
23 2 Самые знаковые песни группы Queen
23. Третья удлиненная версия длится 7 минут 16 секунд. Она отличается от сингловой версии более длинным вступлением, в которое включена вторая часть соло, и более продолжительной концовкой, продленной до 6:04. Под конец этой части перестают играть сначала электрогитара, потом бас-гитара. После 6:04 играются другие песни группы с альбома The Works.
23 Самые знаковые песни группы Queen
24. Видеоклип к песне — один из самых знаменитых клипов группы. Съемки проходили 22 марта и 4 мая 1984 года, на них было затрачено 100 тыс. британских фунтов. В клипе Меркьюри изображает домохозяйку, которая хочет «вырваться на свободу» от своей жизни, Мэй также выглядит как домохозяйка, но в клипе его роль более спокойная по сравнению с ролью певца. Дикон предстал в образе консервативной пожилой женщины, а Тейлор оказался в роли школьницы, которая, как и Меркьюри в клипе, хочет другой жизни. Эта идея принадлежит Тейлору. Он прокомментировал это тем, что группа снимала серьезные, эпические клипы до этого, и теперь они хотели немного пошутить и показать, что могут смеяться над собой.
24 2 Самые знаковые песни группы Queen
25. В середине видеоклипа Меркьюри появляется в образе фавна Нижинского. Он исполняет некоторые хореографические номера с Лондонским королевским балетом. Специально для этих сцен Меркьюри надел пятнистое трико, сбрил свои знаменитые усы и сделал себе заостренные уши.
24 4 Самые знаковые песни группы Queen
26. Хореограф клипа Уэйн Иглинг позже сказал: «Во время съемок Меркьюри работал как профессионал высшей пробы. У Фредди давно засел в голове образ фавна Нижинского, играющего на дудочке. Съемки отняли много сил, особенно эпизод, где он перекатывался через танцоров. Но ему нравился сам процесс съемок. С ним было очень легко работать, и он ко всему относился с большой ответственностью. Фредди был блестящий профессионал».
25 Самые знаковые песни группы Queen
27. Клип был запрещен к показу по американскому каналу MTV, однако его хорошо восприняли в Великобритании.
28 Самые знаковые песни группы Queen
28. Who Wants to Live Forever (англ. «Кто хочет жить вечно») — песня с альбома A Kind of Magic. Написана Брайаном Мэем.
29 Самые знаковые песни группы Queen
29. Песня писалась к кинофильму «Горец» с Кристофером Ламбертом в главной роли. Режиссер данного фильма Рассел Малкэхи потом признался, что мечтал сотрудничать с группой Queen и не представлял, кто бы еще мог справиться с подобной задачей. Прежде чем приступить к работе, все участники группы просмотрели 45-минутную версию «Горца». Брайана Мэя вдохновила сцена, в которой Коннор Маклауд в исполнении Ламберта берет на руки умирающую жену. По дороге домой он сделал наброски будущей песни, которая в итоге и прозвучала в данном эпизоде «Горца», а еще позднее была включена в некоторые части сериала «Горец», рассказывающем о жизни Дункана Маклауда, брата Коннора Маклауда.
30 Самые знаковые песни группы Queen
30. Песня была записана при участии симфонического оркестра Майкла Камена, также работавшего над музыкой для «Горца». В «Горце» всю песню поет Фредди Меркьюри, а на пластинке A Kind of Magic первый куплет и еще несколько строк исполняет Брайан Мэй.
31 Самые знаковые песни группы Queen
31. Отличительной особенностью песни является то, что в ней принимает участие симфонический оркестр. И то, что все музыканты играют не на своих инструментах — например, Джон Дикон играет свою партию на контрабасе, Роджер Тейлор — на симфонических барабанах, а Брайан Мэй — на органе.
34 Самые знаковые песни группы Queen
32. Видеоклипов на песню целых два. Первый снимался на складе в лондонском Ист-Энде. Были задействованы Национальный филармонический оркестр и сорок хористов, а в помещении горели сотни свечей.
35 Самые знаковые песни группы Queen
33. Второй клип включал в себя различные сцены из фильма «Горец».
36 Самые знаковые песни группы Queen
34. The Miracle (англ. «Чудо»). Песня выпущена в ноябре 1989 года, автором музыки и слов является Фредди Меркьюри. В клипе несколько мальчиков играют роли музыкантов группы. Мальчик в роли Фредди Меркьюри появляется в различных его образах: образ в желтой кожаной куртке с выступлений Magic Tour, образ с концерта Live Aid, образ в кожаном костюме, кепке и черных непрозрачных очках, в клетчатом трико — образе 70-х. Сам Меркьюри и вся группа появляются в конце клипа.
37 Самые знаковые песни группы Queen
35. Для клипа The Miracle были сшиты уменьшенные копии оригинальных квиновских костюмов, и незадолго до съемок состоялась костюмированная репетиция со светом, предназначенная для продюсера и операторов. Кроме того, это был первый раз, когда остальные музыканты увидели материализованную наконец задумку Фредди.
38 Самые знаковые песни группы Queen
36. Когда мальчики только появились на площадке из гримерной, эффект превзошел все ожидания. Им не надо было даже начинать двигаться под музыку, они и так были истинными клонами Брайана, Роджера, Фредди и Джона! С Брайаном случился культурный шок, а Фредди воскликнул: «Черт подери, зря я заявил прессе, что турне The Miracle не состоится! Мы же пошлем ИХ в турне вместо нас!» Робевшие поначалу мальчики очень скоро вошли во вкус и с блеском выдержали довольно изнурительные репетиции и три съемочных дня. В первый же день был отснят финальный эпизод, в котором требовалось присутствие музыкантов. Росс Макколл, «двойник» Фредди, получил уникальную возможность перенять особенности сценической хореографии Меркьюри под его непосредственным руководством! Это придало Россу уверенности в последующие два дня при съемках более сложных эпизодов, где он уже полноправно солировал вместе со своими «коллегами». Впоследствии Росс признался, что после столь глубокого погружения в образ он еще долго чувствовал себя наполовину Фредди Меркьюри.
40 Самые знаковые песни группы Queen
37. Innuendo (англ. «Инсинуация», «Намёк») — песня написана всей группой Queen, хотя большую часть сочинили Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор. Шесть с половиной минут — это одна из самых длинных песен Queen.
42 Самые знаковые песни группы Queen
38. Видеоклип, сделанный для песни, — один из наиболее известных и оригинальных клипов в истории музыки.
43 Самые знаковые песни группы Queen
39. Отрезки видео из клипов были стилизованы под мультипликацию: Фредди Меркьюри нарисован в стиле Леонардо да Винчи, Брайан Мэй — викторианских гравюр, Роджер Тейлор стилизован под работы Джексона Поллока, а Джон Дикон — под работы Пабло Пикассо.
44 Самые знаковые песни группы Queen
40. Также при создании клипа использовались пластилиновые человечки, уникальные куклы, страшные кадры войны, крушения самолета, эпидемии, нашествия саранчи и атомного взрыва в контрасте с прогрессивными и оригинальными рисунками Жанна Исодоре, испанскими танцами, плясками пластилиновых человечков.
45 Самые знаковые песни группы Queen
41. Песня имеет элемент фолка — это партия испанской гитары в середине песни, на которой сыграл гитарист группы Yes Стив Хау. По словам Брайана Мэя, «испанские мотивы предполагаются с самого начала песни; эти маленькие рифы, чем-то похожие на болеро».
46 Самые знаковые песни группы Queen
42. Innuendo стала третьей композицией группы, которая достигла первой строчки британского чарта после Bohemian Rhapsody и Under Pressure.
48 Самые знаковые песни группы Queen
43. I’m Going Slightly Mad (с англ. — «Я слегка схожу с ума») является второй записью в альбоме 1991 года Innuendo. Написана Фредди Меркьюри.
51 Самые знаковые песни группы Queen
44. Съемки клипа проходили в феврале 1991 года, к тому времени состояние здоровья Меркьюри серьезно ухудшилось. Видео — как все другие видео альбома Innuendo, сделанные Руди Долезэлом и Хэннесом Роззахером из DoRo Production — показывает участников группы, необычно одетых и ведущих себя очень странно.
54 Самые знаковые песни группы Queen
45. I’m Going Slightly Mad — последнее видео Queen, в котором содержится значительный творческий вклад Меркьюри. Хотя Фредди был уже очень болен в то время, в I’m Going Slightly Mad он довольно подвижен, артистичен, эмоционален.
1297327647 Самые знаковые песни группы Queen
46. «Я хотел сделать видео как можно больше запоминающимся. Я всегда хотел сняться в видео с гориллой и группой пингвинов. Немного безумия Queen», — сказал по поводу видеоклипа Фредди Меркьюри.
56 Самые знаковые песни группы Queen
47. Этот клип снят в черно-белых тонах (яркими элементами являются только шутовской колпак на голове Джона Дикона и цветастая ткань, вскидываемая Меркьюри); световые эффекты клипа и нелепый персонаж Меркьюри, сильно загримированный и в парике, помогли замаскировать болезненный вид Фредди.
52 Самые знаковые песни группы Queen
48. На прошедшем в Чикаго в 1991 году фестивале American Film & Video Festival видеоклип I’m Going Slightly Mad занял третье место, первое место на том же фестивале занял другой клип Queen — Innuendo.
61 Самые знаковые песни группы Queen
49. These Are the Days of Our Lives (англ. «Это дни нашей жизни») — песня Queen с альбома Innuendo. «Это лучшее, что я написал для Queen», — Роджер Тейлор, 1994. Первоначально песня выпущена как сингл для США вместе с Bijou на стороне «Б» 5 сентября 1991 года (на 45-й день рождения Фредди Меркьюри). Позднее была переиздана с песней Bohemian Rhapsody на второй стороне «А» 9 декабря 1991 года, через 15 дней после смерти Фредди Меркьюри. Все доходы от этого переиздания Меркьюри перед смертью распорядился отдать благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом.
63 Самые знаковые песни группы Queen
50. Сначала видео было отснято на цветную пленку. Но, пересмотрев ролик, группа решила не показывать его в цветном формате, чтобы поклонники группы не увидели, каким был тогда Фредди Меркьюри. Его лицо было настолько изможденным, что без грима Фредди было невозможно узнать.
60 Самые знаковые песни группы Queen
51. Оригинальная версия клипа была отснята на черно-белую пленку. Клип не сюжетный — Фредди просто поет перед камерой. Имидж музыкантов изменился: Фредди Меркьюри был одет в черную рубашку и разноцветную жилетку c рисунками кошек, надетую навыпуск, и широкие штаны, скрывавшие крайнюю худобу; Роджер Тейлор — в такую же одежду, а Брайан Мэй и Джон Дикон — в брюки и белую рубашку.
59 Самые знаковые песни группы Queen
52. Последние слова клипа стали посланием певца своим фанам: «I still love you» («Я по-прежнему люблю тебя [вас]»). Через секунду Фредди выходит из кадра, чтобы больше никогда туда не вернуться.
64 Самые знаковые песни группы Queen
53. The Show Must Go On («Шоу должно продолжаться»). Мэй специально написал эту песню для Фредди, так как он был из тех немногих, кто знал про его болезнь. Из интервью Брайана Мэя CNN, 9 января 2000 года: «The Show Must Go On написана совместно, это песня Queen, потому что в итоге мы решили всему давать авторство Queen. Но вы знаете, я считаю эту песню своим ребенком, так как большую часть времени Фредди сидел вот здесь, и это были прекрасные ощущения, потому что в то время Фредди не мог или не хотел выражать себя через поэзию, кроме нескольких случаев. И он знал об этой задумке. Он знал, что это был способ выразить всё то, что мы чувствовали по отношению к нему. Когда я спел главную партию для Фредди — а петь в основном приходилось фальцетом, потому что я не мог петь так высоко — я спросил его, всё ли хорошо? Он выпивает водки, идет в студию и делает всё просто идеально. И я думаю, что это одна из лучших вокальных партий, когда-либо исполненных Фредди — оригинальная версия The Show Must Go On».
65 Самые знаковые песни группы Queen
54. Эта песня воспринимается как автобиографическая песня Фредди Меркьюри, его прощание с публикой, при том что музыка и стихи принадлежат в основном перу Брайана Мэя, который написал эту песню для Фредди. «Мы переживали такое, о чем трудно говорить. Но на языке музыки у нас всё получалось», — Б. Мэй.
24 Самые знаковые песни группы Queen
55. К моменту выхода сингла состояние здоровья Меркьюри ухудшилось настолько, что он уже не мог принимать участие в съемках клипа, поэтому вместо новых съемок было решено использовать имеющийся материал. Видеоряд представляет собой не хаотический набор пленки, а законченный и самостоятельный клип из кадров хроники, концертов, интервью и других клипов Queen, выходивших с 1980-го по 1991 годы.
66 Самые знаковые песни группы Queen
56. Брайан Мэй рассказывал, что в группе существовало неписанное правило: не обсуждать с автором песни смысл ее текста. Потому что в текст бывало вложено что-то личное и лезть в него считалось неприличным: музыканты полагали, что автор песни знает, что он делает. Поэтому Мэй никогда не задавал Меркьюри вопрос, что значат все те странные слова в «Богемской рапсодии». И только в момент написания The Show Must Go On Меркьюри подсел к Мэю, и Мэй предложил Меркьюри поучаствовать в создании текста. По словам Мэя, они обсуждали «абсолютно каждое слово и то, что они хотели им сказать».