четверг, 18 апреля 2019 г.

КИНО не ДЛЯ ВСЕХ...


Кино не для всех


В 2013 году Мединский, назначенный министром культуры годом ранее, призвал директора Фонда кино «перестать размазывать деньги по блюдечку» и сконцентрироваться на съемках «блокбастеров, хороших, кассовых, больших, социально значимых фильмов». По мнению Мединского, это должны быть патриотические фильмы, «после которых хочется жить, и желательно здесь».
С этого момента Фонд кино сконцентрировался на коммерчески успешных проектах. Согласно новой стратегии бюджетного финансирования, организация увеличила долю средств, выделяемую на возвратной основе, и стала выдавать их «гарантированно прибыльным коммерческим проектам», например таким, как «Горько!» — очередной успешной кинофраншизе. Безвозмездно деньги можно давать только «потенциальным блокбастерам», которые без государственной поддержки имеют риск уйти в минус. Фонд кино может выделить на один фильм до двух третей его бюджета — максимум 400 млн рублей. Финансирование некоммерческого кино — дебютного, экспериментального, детского и документального — на себя взяло в основном Минкультуры.
Фонд кино и Минкультуры, млрд рублей
Как менялись суммы господдержки кино: всего с 2012 на производство российских фильмов было направлено 41 млрд рублей
Источники: Министерство культуры, Movie Research
В целом именно Фонд кино — главный распорядитель бюджетных средств. Почти каждый год бюджеты организации на поддержку отечественных картин превышали суммы, имевшиеся в распоряжении Минкультуры: иногда незначительно, а иногда — ощутимо. Например, в 2016 году, объявленном годом кино, он выделил на российские фильмы на 1 млрд рублей больше, чем Минкультуры.
Несмотря на меньшие по сравнению с Фондом кино бюджеты поддержки фильмов, Минкультуры раздает субсидии большему количеству картин. Ведомство нацелено на финансирование «некоммерческих» фильмов. Большинство из них не выходит в кинопрокат и не приносит прибыли их создателям. Для примера, фильм «Берцы» с бюджетом в 80 млн рублей, профинансированный Минкультуры, собрал в прокате 23 тыс. рублей.
«Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся», — так Мединский сформулировал политику министерства по выбору фильмов для господдержки. В основном в список на получение субсидий попадают фильмы на патриотические темы. После выхода фильма «Левиафан» , который получил поддержку Минкульта еще до прихода Мединского, × министр заявил, что фильмы, которые «откровенно оплевывают российскую власть», не должны финансироваться за счет налогоплательщиков.
Естественно, возможности фонда не всегда нравились Минкульту, который не мог влиять на назначение руководства Фонда, и между структурами существовало противостояние. По одной из версий, оно было связано с давним конфликтом между Мединским и теперь уже бывшим главой ФК Антоном Малышевым. В 2018 году противостояние закончилось: главу фонда сменили, а его устав реформировали так, что структура оказалась под контролем министерства культуры. Согласно новому уставу организации, именно Минкультуры представляет правительству для назначения членов совета фонда и его исполнительного директора. И именно ведомство Мединского теперь контролирует, как фонд тратит деньги на производство и прокат отечественных фильмов.
Владимир Мединский, публично обосновывая свою политику по поддержке национального кино, несколько раз обращался к опыту Франции. Министр считает образцом политику Парижа по защите своего кино от Голливуда и называет французскую систему субсидирования культуры гораздо более жесткой, чем в России.
Однако все не совсем так. Во Франции государство тратит на финансирование фильмов не свои деньги, а заработанные самим кинематографом. Национальный центр кинематографии контролирует фонд поддержки, который складывается из налогов на продажи билетов и отчислений с рекламы на телевидении. 90% денег из фонда уходит на «автоматические платежи» тем, кто уже доказал свою коммерческую успешность. Продюсер, выпустивший коммерчески успешный фильм, получает деньги на новый фильм пропорционально сборам старого. Только 10% средств распределяется фильмам с «художественной ценностью», от которых не ждут окупаемости. Такие фильмы среди подавших заявку определяются экспертами.
Подавляющее большинство фильмов, производство которых финансирует Фонд кино, проваливаются в прокате , среди фильмов, получивших субсидии в 2012-2017 годах ×. Из изученных «Проектом» фильмов окупились только 19 картин, то есть всего 12%.
Самым убыточным , из списка тех, по которым есть данные × оказался фильм «Матильда» Алексея Учителя, получивший от Фонда кино 280 млн рублей. При бюджете фильма в 1,5 млрд рублей в прокате удалось собрать лишь 537 млн рублей. Выход фильма о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской сопровождался скандалами: споры об «искажении исторической правды» и оскорблении чувств верующих, срывы показов, отказ крупнейших киносетей от проката, поджоги в нескольких городах. Впрочем, независимыми критиками фильм тоже был воспринят неоднозначно.
В список самых провальных проектов с участием Фонда кино попали и высокобюджетные картины для детей. На втором месте по сумме убытков оказался мультфильм «Савва. Сердце воина» — о юноше, спасающем деревню от гиен. В основу картины легла сказка, написанная Максимом Фадеевым для сына Саввы, в честь которого и был назван главный персонаж. Режиссер выражал уверенность в том, что мультфильм будет пользоваться успехом во всем мире. Однако, судя по сборам, мультфильм так и остался дорогим подарком сыну продюсера. Картина с бюджетом в 1 млрд рублей собрала в прокате лишь пятую часть — 195 млн.
За ней следует другой анимационный фильм — «Смешарики. Легенда о золотом драконе». Картина выигрывала субсидии Фонда кино три года подряд — с 2012 по 2014 годы, но при бюджете в 991 млн рублей собрала только 261 млн рублей. «Легенда» рассказывает детям о том, как герои мультсериала «Смешарики» отправляются на научную конференцию, а попадают в «международный конфликт». Критики мультфильма обвинили создателей в распространении «этнических стереотипов» — в частности, про американцев с гамбургерами.
Самым убыточным оказался фильм «Матильда» Алексея Учителя, получивший от Фонда кино 280 млн рублей.
На втором месте по сумме убытков оказался мультфильм «Савва. Сердце воина» — о юноше, спасающем деревню от гиен. В основу картины легла сказка, написанная Максимом Фадеевым для сына Саввы, в честь которого и был назван главный персонаж.
Еще один проект с высокими убытками — фэнтезийная мелодрама «Он — дракон», главным продюсером которой выступил Тимур Бекмамбетов. Фильм дважды получал субсидии Фонда кино — в 2012 и 2013 году. При бюджете в 1 млрд рублей он собрал 780 млн рублей и оказался убыточным, хоть и вошел в тройку самых кассовых российских фильмов 2016 года в международном прокате. Даже государственные СМИ отозвались о фильме критически: обозреватель «Российской газеты» предложил нарезать фильм на минутные отрезки для «рекламных роликов модной туалетной воды». «Тогда от творения „Базелевса“ будет хоть какая-то польза», — пишет он , ООО «ТаББак» выступает юридическим лицом группы компаний «Базелевс» ×.
Провальным проектом Фонда кино стал и фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», который при бюджете в 810 млн рублей заработал только 74 млн рублей. Не повезло фильму и с признанием мирового киносообщества: произведение Михалкова выдвинули от России на премию «Оскар», но он не попал в номинанты.
Фонд кино четыре года подряд выделял субсидии на исторический фильм Андрея Кравчука «Викинг», в основу которого легла «Повесть временных лет». Одним из продюсеров фильма выступил генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Фильм с бюджетом в 1,2 млрд рублей создавали целых восемь лет, но несмотря на высокие вложения он не окупился в прокате, собрав 1,5 млрд рублей — убыток производителя фильма после отчислений кинотеатрам и дистрибьютору составил 738 млн рублей. Не окупились и дважды профинансированные Фондом кино «Ледокол» , фильм, основанный на реальных событиях, произошедших с ледоколом «Михаил Сомов», который оказался зажат антарктическими льдами и дрейфовал больше четырех месяцев ×, «Территория» , основан на реальных событиях и рассказывает об открытии месторождения золота на Чукотке в СССР, × и «Дуэлянт» о поединках за деньги в Петербурге XIX века.
Еще один проект с высокими убытками — фэнтезийная мелодрама «Он — дракон», главным продюсером которой выступил Тимур Бекмамбетов. Фильм дважды получал субсидии Фонда кино
Фонд кино четыре года подряд выделял субсидии на исторический фильм Андрея Кравчука «Викинг», в основу которого легла «Повесть временных лет». Одним из продюсеров фильма выступил генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Фильм с бюджетом в 1,2 млрд рублей создавали целых восемь лет.
Движение вверх
564,6
Лед
350,6
Сталинград
324,2
Елки 3
255,9
Горько!
222,1
Три богатыря на дальних берегах
207,8
Последний богатырь
207,5
Духless
202,3
Самый лучший день
120,0
Три богатыря и Морской царь
92,5
Горько! 2
86,8
Елки 1914
84,6
Елки 5
59,4
В спорте только девушки
38,9
Духless 2
23,4
Страна чудес
14,2
Стальная бабочка
9,8
Иван Царевич и Серый Волк 3
5,7
Любовницы
2,0
Рубеж
-0,3
8 новых свиданий
-0,7
Легок на помине
-4,3
Антон тут рядом
-5,9
Снежная королева
-15,5
Выпускной
-19,9
Да и да
-22,1
Призрак
-22,2
Притяжение
-22,2
Все о мужчинах
-23,3
30 свиданий
-24,4
Эластико
-26,5
14+
-26,8
Елки лохматые
-31,1
Мамы 3
-32,1
Бармен
-32,4
Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее
-32,6
7 главных желаний
-33,0
Быстрее, чем кролики
-36,8
Диггеры
-38,4
Мама дарагая!
-38,9
Про любовь. Только для взрослых
-39,2
Без меня
-40,6
Временные трудности
-43,2
Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу
-43,5
Парень с нашего кладбища
-44,5
Околофутбола
-44,5
Смешанные чувства
-44,7
Воин
-45,5
Блокбастер
-46,3
Возвращение Буратино
-46,4
Пиковая дама: Зазеркалье
-49,7
Наследники
-50,0
Любит не любит
-52,4
СуперБобровы
-54,2
Джентльмены, удачи!
-55,7
Срочно выйду замуж
-58,6
Остров везения
-58,8
Рок
-58,9
Чародей равновесия. Тай. Сух. баш.
-59,9
Человек из будущего
-59,9
Небесные жены луговых мари
-61,9
Майор
-62,4
Проводник
-63,9
Ов. Долли была злая и рано умерла
-64,2
Богатырша
-67,2
Вычислитель
-69,0
Русалка. Озеро мертвых
-69,8
Мафия: Игра на выживание
-74,0
СуперБобровы. Народные мстители
-76,4
Без границ
-78,8
Неуловимые
-79,2
Конверт
-81,3
С 8 марта, мужчины!
-84,8
Любовь с ограничениями
-85,9
Принцесса и дракон
-87,2
Коробка
-88,2
Одной левой
-89,2
Легенда №17
-91,5
Авантюристы
-91,9
Тайна перевала Дятлова
-93,0
Сдается дом со всеми неудобствами
-94,0
Вий 3D
-95,4
Чудо-Юдо
-98,2
Тренер
-101,8
Неуловимые: Последний герой
-105,7
Семь пар нечистых
-106,3
ВМаяковский
-108,7
Подарок с характером
-108,9
Довлатов
-109,1
Голоса большой страны
-112,6
Синдбад. Пираты семи штормов
-113,1
Дабл трабл
-114,3
Вечная жизнь А. Христофорова
-117,7
Фиксики: Большой секрет
-119,9
Бременские разбойники
-119,9
Контрибуция
-122,2
Сказ о Петре и Февронии
-123,7
Восьмерка
-123,9
Джунгли
-124,9
Землетрясение
-126,6
Напарник
-127,0
Чистое искусство
-127,7
Монах и бес
-128,5
А зори здесь тихие
-129,3
Черновик
-130,1
Скиф
-130,1
Снежная королева 2: Перезаморозка
-132,3
Темный мир: Равновесие
-135,5
Иерей-сан. Исповедь самурая
-136,7
Однажды
-138,8
Салют-7
-138,9
1812: Уланская баллада
-142,8
Две женщины
-144,2
Орлеан
-146,3
Шпион
-146,9
Вурдалаки
-147,3
Александр Войтинский
-147,7
Дед Мороз. Битва магов
-147,7
Экипаж
-148,5
Яна + Янко
-149,4
Огни большой деревни
-150,4
Невидимки
-151,4
Смешарики. Дежавю
-151,7
Белый тигр
-155,9
Легенда о Коловрате
-157,6
Левиафан
-175,1
Три дня до весны
-180,7
Тайна Снежной Королевы
-192,7
Только не они
-205,2
Время первых
-212,3
Милый Ханс, дорогой Петр
-213,4
Несокрушимый
-214,0
Баба Яга. Начало
-219,6
Дама Пик
-221,1
Шагал — Малевич
-221,3
12 месяцев. Новая сказка
-232,8
Иван Царевич и Серый Волк 2
-235,0
22 минуты
-242,4
Садко
-246,3
Снежная королева 3. Огонь и лед
-250,2
Урфин Джюс и его дер. солд.
-277,8
Крым
-285,0
Защитники
-288,8
Большой
-294,1
Волки и Овцы: Ход свиньей
-298,0
Молот
-300,4
Поддубный
-300,5
Волки и овцы: бе-е-зумное превр.
-345,3
Снежная Королева: Зазеркалье
-354,5
Гурвинек. Волшебная игра
-375,0
Душа шпиона
-385,7
Дуэлянт
-464,9
Территория
-474,9
Ледокол
-544,7
Викинг
-738,5
Солнечный удар
-786,0
Он — дракон
-839,3
Смешарики. Легенда о зол. драк.
-903,9
Савва. Сердце воина
-934,8
Матильда
-1,28 млрд
Только 19 фильмов стали прибыльными,
остальные 141 не окупились
Успешные
Движение вверх
564,6
Лед
350,6
Сталинград
324,2
Елки 3
255,9
Горько!
222,1
Три богатыря на дальних берегах
207,8
Последний богатырь
207,5
Духless
202,3
Самый лучший день
120,0
Три богатыря и Морской царь
92,5
Горько! 2
86,8
Елки 1914
84,6
Елки 5
59,4
В спорте только девушки
38,9
Духless 2
23,4
Страна чудес
14,2
Стальная бабочка
9,8
Иван Царевич и Серый Волк 3
5,7
Любовницы
2,0
Самые провальные
Солнечный удар
-786,0
Он — дракон
-839,3
Смешарики. Легенда о зол. драк.
-903,9
Савва. Сердце воина
-934,8
Матильда
-1,28 млрд
Среди проектов Фонда кино, которые окупились в прокате, на первом месте оказался фильм «Движение вверх», который рассказывает о победе сборной СССР над сборной США в баскетбольном турнире Олимпийских игр. При бюджете в 450 млн рублей фильм собрал в прокате 3 млрд рублей. Фонд кино поддерживал картину субсидиями трижды: в 2014, 2015 и 2016 годах. Успешным в прокате стал и еще один фильм на спортивную тему: сборы картины «Лед» о фигурном катании составили 1,5 млрд рублей при бюджете в 150 млн рублей.
В список прибыльных проектов, поддержанных Фондом кино, попала военная драма «Сталинград» Федора Бондарчука о событиях Великой Отечественной войны: с бюджетом в 955 млн рублей картине удалось собрать в мировом прокате 3,8 млрд рублей. Кроме фильмов о спорте и войне, в список прибыльных проектов Фонда кино попали и комедии — серии фильмов «Елки» и «Горько!».
Среди проектов Фонда кино, которые окупились в прокате, на первом месте оказался фильм «Движение вверх», который рассказывает о победе сборной СССР над сборной США в баскетбольном турнире Олимпийских игр.
Главным врагом российского кино Мединский называет Америку. «Меры государственного протекционизма в области кино должны быть усилены, иначе наш кинематограф будет разрушен рано или поздно всемирной машиной Голливуда», — говорил министр. Для борьбы с «тотальной монополией голливудских кинопрокатчиков» Мединский предлагает ограничить показы зарубежных картин и увеличить субсидирование российских фильмов. Несмотря на выступления министра, зарубежные фильмы до сих пор остаются лидерами по сборам в российском прокате.
В 2017 году в топ-100 фильмов с самыми высокими сборами в российском прокате попали всего 25 российских фильмов , по данным Фонда кино ×. Большая часть из них была поддержана Фондом кино, однако крупнейшими релизами стали и фильмы, произведенные независимо от государства, — такие как первая часть сериала «Гоголь», комедия «Бабушка легкого поведения», картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь». И все же в российском прокате по-прежнему лидируют голливудские фильмы: в сотне самых кассовых в 2017 году их оказалось 64.
Впрочем, протекционистские меры Минкульта хоть и не меняют положение дел кардинально, но дают небольшой эффект. Если в 2013 году в список крупнейших релизов попало всего 16 картин, то в 2014 году уже 20, а в 2018 году — 27 российских фильмов , по данным Кинопоиска и Фонда кино ×.
Некоторым кинокомпаниям удается получать субсидии от Фонда кино едва ли не на каждый свой фильм и не по одному разу. Компания «Арт Пикчерс Студия», учрежденная Федором Бондарчуком и «Национальной медиа группой», с 2012 по 2017 годы получала поддержку Фонда кино 22 раза. Столько же раз Фонд кино поддерживал компанию «СТВ» , учредитель — Сергей Сельянов ×. В пятерку самых дотируемых государством киностудий попали компании «ТаББаК» Тимура Бекмамбетова, «Энджой мувиз», которая была основана братьями Гевондом и Сариком Андреасян , учредитель — кипрский офшор «TORNWOOD ENTERPRISES LTD», × и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» , учредители — Никита Михалков, Леонид Верещагин, Евгений Васильев ×.
Некоторые учредители этих студий, получающих государственные деньги, напрямую задействованы в их распределении. Бондарчук и один из учредителей «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин входят в экспертный совет Фонда кино, который проводит конкурсный отбор претендентов на государственное финансирование. Верещагин одновременно входит и в совет Фонда, который в 2018 году стал утверждать итоговых получателей средств и формировать состав экспертных советов. Таких конфликтов интересов в Фонде кино намного больше: в период с 2015 по 2018 годы «Трансперенси Интернешнл — Россия» насчитала в 45 из 56 фильмов признаки конфликта интересов и 222 случая взаимосвязи получателей денег с Фондом кино.
Кинокомпания «СТВ»
Сергей Сельянов
22
Арт Пикчерс Студия
Федор Бондарчук
22
ТаББаК
Тимур Бекмамбетов
19
Энджой мувиз
Георгий Малков, Сарик Андреасян, Гевонд Андреасян
16
Студия «ТРИТЭ»
Никита Михалков, Леонид Верещагин
11
Централ Партнершип
Вадим Верещагин
10
Визарт фильм
Юрий Москвин, Владимир Николаев
9
Творческо-производственное объединение «РОК»
Алексей Учитель
9
Компания «Реал-Дакота»
Сергей Котелевский, Ренат Давлетьяров
7
Нон-Стоп Продакшн
Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
7
Компании Сергея Сельянова (СТВ) и Федора Бондарчука (Арт Пикчерс Студия) чаще других получали поддержку Фонда кино
Кроме этого, Фонд из года в год спонсирует одни и те же компании. Большинство из продюсерских студий, которые попали в рейтинг крупнейших получателей дотаций, входят в перечень кинокомпаний-лидеров , Фонд кино распределяет субсидии между так называемыми компаниями-лидерами отечественного производства и остальными организациями, которые не входят в этот список ×. Перечень лидеров отечественного производства из десяти кинокомпаний утверждается Фондом кино каждый год, при этом их список почти не меняется Для присуждения статуса лидера ФК использует несколько критериев: продолжительность работы кинокомпании на рынке, количество выпущенных фильмов и их профессиональных наград, посещаемость фильмов в кинотеатрах и телевизионный рейтинг ×. Именно у таких компаний больше привилегий при распределении бюджетных средств: им достается большая часть финансирования по сравнению с другими организациями. Например, в 2017 году между десятью лидерами Фонд кино распределил 2,5 млрд рублей, а между остальными 35 компаниями — только 500 млн рублей.
Среди российских режиссеров тоже есть те, кому везет больше других. В первую пятерку наиболее дотируемых государством режиссеров вошли те, чьи фильмы были поддержаны шесть раз с 2012 по 2017 годы.
Режиссёр Александр Котт получал господдержку 6 раз.
Александр Котт
1. Елки 5
2. Елки 1914
3, 4. Елки 3 (2  раза)
5. Кентервильское привидение
6. День До
Режиссёр Антон Мегердичев получал господдержку 6 раз.
Антон Мегердичев
1, 2. Елки 3 (2 раза)
3. Битва
4, 5, 6. Движение вверх (3 раза)
Режиссёр Денис Чернов получал господдержку 6 раз.
Денис Чернов
1, 2. Смешарики. Дежавю (2 раза)
3, 4. Детский мир (2 раза)
5, 6. Смешарики. Легенда о золотом драконе (2 раза)
Режиссёр Дмитрий Дьяченко получал господдержку 6 раз.
Дмитрий Дьяченко
1. Страна чудес
2. Кухня
3. СуперБобровы. Народные мстители
4. СуперБобровы
5. Последний богатырь
6. Быстрее, чем кролики
Режиссёр Дмитрий Киселёв получал господдержку 6 раз.
Дмитрий Киселёв
1. Елки 1914
2, 3. Елки 3 (2 раза)
4, 5. Время первых (2 раза)
6. Джентльмены, удачи!
Систему распределения бюджетных денег Фондом кино сложно назвать прозрачной. Известен как минимум один случай, когда Фонд кино выделил деньги без традиционной конкурсной процедуры. Так случилось с комедией «Крымский мост. Сделано с любовью!», посвященной строительству одноименного моста. В прошлом году Русская служба BBC выяснила , это же это подтвердили источники «Проекта» ×, что Фонд кино выделил деньги на фильм без конкурса, лишь «на основании некоего письма», написанного, предположительно, из министерства культуры по просьбе первого замруководителя администрации президента Алексея Громова. Фильм Тиграна Кеосаяна по сценарию его супруги, главы телеканала RT Маргариты Симоньян, получил от государства 100 млн рублей. Мединский отреагировал на расследование и заявил, что деньги были выделены по конкурсу, добавив, что этот случай не был уникальным и Минкультуры часто пишет письма в Фонд кино.
Критике, связанной с непрозрачным механизмом ухода от конфликта интересов, подвергается и Министерство культуры, которое субсидирует дебютное, экспериментальное, детское и документальное кино. Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» (ЦАП) обнаружил конфликт интересов при распределении субсидий Минкультуры. По оценкам ЦАП, только в 2018 году до 220 млн были распределены с конфликтом интересов. Эксперты отмечают, что зачастую в конкурсных комиссиях, которые голосуют за решение по тому или иному фильму, находятся и те, кто заинтересован в этом проекте , Например, в 2018 году криминальная драма «Старый хулиган» получила поддержку в направлении «Авторское и экспериментальное кино». В жюри направления входил режиссер фильма Алексей Петрухин ×.
Фонд кино выделяет деньги компаниям как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Вернуть деньги не всегда получается. В феврале этого года Фонд кино опубликовал черный список должников, которые накопили задолженности по субсидиям на производство фильмов: в него попали 24 компании. Общая сумма, не выплаченная должниками, составляет 736 млн рублей. Самый большой долг — у компании «Энджой мувиз»: она не вернула Фонду кино 112 млн рублей за фильм «Аладдин», который так и не был реализован.
Фильм, компания, млн рублей
Герой
Медиа Арт Студио
80,5
Сергий Радонежский
ДА-Студия
60,6
Дед Мороз. Битва магов
Ангел
56,2
Кузька в заколдованном царстве
Контакт Медиа Груп
54,7
Рок анд роад
Продюсерский центр Кинотун
43,4
Млечный путь
Продакшн Вэлью Ворлд Вайд
36,9
Ночные стражи
Кинокомпания «Спутник»
35,8
Алмазный крест
А-1 Кино Видео
30,9
Скобелев
Фонд поддержки культуры и искусства «Люблю и точка»
30,2
Далеко не все фильмы, получившие государственную поддержку, появляются в прокате — производство одних затягивается на годы, другие и вовсе не выходят. Год назад Фонд кино совместно с Минкультуры провели ревизию и выяснили, что с 2013 по 2017 годы семь компаний не произвели фильмы, на которые получили деньги. Фонд кино сталкивался с таким и раньше: в 2011 году он выделил 21,9 млн рублей киностудии «Чеченфильм» на создание картины «Тоска» по рассказу Антона Чехова. Фильм так и не был снят , следует из материалов суда ×, а компания была ликвидирована в 2014 году. Киностудия была учреждена Министерством культуры Чечни, а в состав попечительского совета «Чеченфильм» входил глава республики Рамзан Кадыров.
Иногда деньги, выделенные Фондом кино на создание фильмов, тратятся компаниями не по назначению. В 2018 году были возбуждены уголовные дела о хищении бюджетных средств у Фонда кино. В деле фигурировали фильмы «Суперпапа», «Боб» и «Сны Севы Горелова». По словам источников Интерфакса, речь шла о 10 млн рублей. При этом, один из фильмов — комедия Петра Тодоровского «Сны Севы Горелова» все-таки была произведена и показана на кинофестивале «Окно в Европу» под новым названием «Лавстори».
Работа себе в убыток — не единственное слабое место системы государственного финансирования кино. На деньги государства создаются фильмы, которые редко способны конкурировать за признание на мировом уровне. Только семь фильмов из всего списка картин, поддержанных Фондом кино с 2012 по 2017 год, побеждали или хотя бы попадали в номинации престижных , из списка, составленного Кинопоиском, × зарубежных кинопремий и кинофестивалей.
В 2015 году на статус лучшего художественного фильма конкурса для юношества на Берлинском кинофестивале номинировали фильм «14+» — историю о первой любви российских подростков. В 2016 году на этот же фестиваль отправилась картина «Тряпичный союз» — тоже о подростках. В 2018 году Берлинский кинофестиваль принес награду фильму «Довлатов» Алексея Германа-младшего.
Больше всего зарубежных наград и номинаций получил «Левиафан» Андрея Звягинцева, описывающий реалии жизни в российской глубинке. Фильм одержал победу в номинациях крупнейших киноконкурсов, среди которых Каннский фестиваль и Золотой глобус, но так и не смог угодить министру культуры России.

Мы хотим видеть вас чаще

Делать расследования не просто: мы выпускаем их раз в неделю и не хотим просить вас заглядывать к нам как по расписанию — мы сами вам напомним, что у нас вышел новый сюжет, и расскажем о чём он! Для этого подпишитесь:

вторник, 16 апреля 2019 г.

Путин-"Крестный отец" мафии-КГБ(ФСБ,ГРУ) и куратор мирового терроризма.


Путин в Дрездене



1. Пособник террористов.
В июне 2017 г. в эфире телеканала «Россия» Путин неожиданно поведал новые интригующие детали своей биографии. С загадочным видом он сообщил журналисту Брилеву, что:
«Вся моя работа в органах внешней разведки СССР была связана не просто со Службой внешней разведки, а именно с нелегальной разведкой. И я знаю, что это за люди. Это люди особые, особого качества, особых убеждений, это люди особого склада характера».

Заявление, вызвавшее удивление у многих. Ведь будучи в КГБ, Путин работал в разведке не так долго – в конце своей карьеры, и на второстепенном участке. Какие еще нелегалы в насквозь просоветской ГДР, где «Штази» и КГБ работали в паре, а в Дрездене сидели на соседних улицах? Что он вообще имел в виду?
На самом деле, пытаясь намекнуть, какой он Джеймс Бонд и куратор нелегалов, Путин проговорился об одном неприглядном моменте своей биографии. Ведь он – профессиональный пособник террористов – западногерманских, палестинских, которые в 1979-80е гг. спонсировались «Штази» и КГБ с территории ГДР.
Роль Путина в этих делах была техническая — связник по передаче денег, поддельных документов и проч. Но все же выходит, что человек, который сделал «борьбу с террором» темой своего многолетнего словоблудия, сам в КГБ был пособником террористов. Стоит ли удивляться взрывам домов в Москве, едва он пришел к власти? Ну да обо всем по порядку.

2.Чекистен-коллектив.
В 1984 г. после 9 лет службы в Ленинграде майор Путин, опер из питерского КГБ, был командирован на учебу в Москву, в «лесную школу» (институт им.Андропова), где готовили кадры для внешней разведки. Там он проучился год под фамилией Платов и поехал в Дрезден в местное представительство КГБ. Это было именно представительство, а не резидентура. ГДР была ближайшим союзником СССР, и КГБ шпионил не против восточных немцев, а ВМЕСТЕ с ними.
Путин прибыл в Дрезден в августе (по другим данным – в декабре) 1985 года и проработал около 4 лет. Даже успел получить медаль от «Штази» по случаю юбилея армии ГДР в 1987 г. (правда, её давали всем, включая шоферов и секретарш).

7 октября 1988 г. Генерал Хорст Бём (глава Штази в Дрездене) от имени «чекистен-коллектива» поздравляет «геноссе Путина» (товарища Путина) с днем рождения и желает успехов в борьбе с «общим врагом»

Крысиный мирок чекистов КГБ и «Штази» в Дрездене рухнул ровно через год после этого письма. В октябре 1989 в ГДР началась революция, и коммунистический режим пал. Офисы «Штази» громили по всей стране, а советских чекистов попросили вон из Германии. Это произвело неизгладимое впечатление на Путина. Восставший народ, разгромленное здание «Штази» в Дрездене, пинком под зад обратно в Питер — это он запомнил на всю жизнь.
9 октября 1989 г. Самое начало. Внезапный выход 70 000 человек на улицу в Лейпциге на несанкционированное шествие.

Ноябрь 1989. Падение Берлинской стены и просоветской диктатуры.

Много лет спустя официальная пропаганда в РФ стала распространять миф о якобы геройском подвиге Путина во время волнений в Дрездене. Якобы после погрома в здании «Штази» толпа пришла к зданию КГБ, но тут вышел Путин, один, смело, и все разбежались.
На самом деле в ходе революции в ГДР демонстранты вообще нигде не трогали русских и советскую собственность. Разборки были сугубо между немцами. После разгрома здания «Штази» в Дрездене небольшая группа людей пошла к особняку КГБ. Они думали, что там тоже «Штази» (то, что там сидит КГБ — нигде не афишировалось). Путин вышел к ним, представился переводчиком, разговаривал через щелку в закрытых воротах. Поняв, что тут русские, а не «Штази», толпа ушла.
Дрезден, 4 октября 1989 г. 2500 протестующих захватили городской вокзал, требуя открыть границы с Западной Германией. После масштабной ночной драки с полицией вокзал очистили только к утру (к демонстрантам подходили подкрепления из города, просто так их бить не дали). Зато Путин рассеивал такие толпы просто взглядом (если верить путинскому телевизору).

Но вернемся к делам разведки. Итак, до краха режима Путин успел поработать в Дрездене около четырех лет (1985-89). Чем он занимался там? — Формально был директором Дома советско-германской дружбы. Т.е. зав. клубом. Но что он делал по основной своей профессии? — На этот счет информации немного, кто знает — те предпочитают молчать.
За истекшие 30 лет говорить на эту тему решились только двое: Владимир Гортанов, подполковник КГБ и Дитмар Клодо, международный террорист 1980-х гг. И рассказывают они весьма любопытные вещи.
3.Владимир Гортанов.
Гортанов — близкий знакомый Путина по Дрездену, который сидел с ним в одном кабинете. После распада СССР Гортанов эмигрировал в Чехию и в 2004 г. издал там книгу «Сослуживец» (под псевдонимом Владимир Усольцев). Занятная книжка, написанная с юмором и довольно откровенными характеристиками в адрес Путина, которого автор неплохо изучил за годы совместной работы.

Их с Путиным задачи в Дрездене Гортанов описывает как анкетную работу — они день за днем изучали тысячи досье на иностранцев, приезжавших в Дрезден по любому поводу (особенно западных немцев) с целью отбора кандидатов для вербовки.
Нуднейшая работа, которую Гортанов вспоминает как «поиск жемчужных зерен в навозной куче». Кроме того, вскользь Гортанов упоминает, что Путин был еще связан с нелегальной разведкой, с некими агентами, работавшими по поддельным документам (кто это, мы поговорим чуть ниже).
Путина как человека Гортанов описывает как редкого, даже для чекистен-коллектива, лицемера. Ни в какой коммунизм и СССР он не верил, восхищался Америкой в приватных разговорах, а его истинной страстью был мелкий гешефт на рабочем месте – добывание через агентов в Зап. Германии барахла и техники для себя и на продажу.
Характерная деталь, которую отмечает Гортанов: на рабочем столе Путина всегда лежал толстый каталог последних шмоток из ФРГ, который он штудировал не менее тщательно, чем досье на объекты вербовки.

Гортанов также пишет, что до внешней разведки Путин работал в Ленинграде по линии 5-го управления КГБ, которое занималось «борьбой с идеологическими диверсиями» (то есть с инакомыслием и диссидентами). Однако в случае Володи, саркастически замечает Гортанов, идеологические диверсанты явно взяли верх. Майор Путин, которому в Дрездене было около 35 лет, был недоволен своим положением и жаждал больше денег. И вскоре такая возможность ему представилась — распад СССР, мэрия Собчака и т.д.
4.Дитмар Клодо.
Воспоминания Гортанова о Дрездене перекликаются с тем, что рассказывает о Путине другой его знакомый по этому периоду – Дитмар Клодо. Это международный террорист, соратник знаменитого Карлоса «Шакала». Клодо — выходец из еврейской семьи, еще в студенческие годы в Зап. Германии увлекся идеями коммунизма.
В 1980-е гг. он состоял сразу в двух террористических группировках — РАФ («Фракция Красной Армии») в ФРГ и НПОФ («Народный фронт освобождения Палестины»). И работал сразу на две разведки – «Штази» и КГБ. Связь с ними Клодо держал через Дрезден, где бывал регулярно по поддельным документам. Ну а связником его от КГБ после 1985 г. был Путин.

Хороший актёр, Клодо умел скрывать свои взгляды и род занятий, мог годами жить под легендой. На родине в ФРГ он был одно время известен даже как антисоветчик (!) и профессиональный наемник, готовый всегда выехать в горячие точки повоевать с советской угрозой.
В этом качестве выезжал в Афганистан, обучал моджахедов, воюющих против СССР. Ездил добровольцем в Родезию (ныне Зимбабве) в 1970-е гг., где белое меньшинство вело войну с черными повстанцами, которых поддерживал СССР. Выучил африкаанс (язык буров – белых колонистов Ю.Африки), стал там своим. В общем, человек лихой биографии.

И в 90-е она сделала очередной зигзаг. С крахом ГДР и СССР Клодо остался без работы и без денег. И подался…. в русскую мафию, к авторитету Могилевичу в Будапешт. Могилевич, он же Сева Киевский, начинал бандитскую карьеру в Киеве еще в 1970-е гг. Потом переехал в Москву, где стал одним из основателей солнцевской ОПГ. В 1990-х жил в Венгрии, где возглавлял «зарубежный филиал» солнцевской мафии. С 1999 г. Сева — снова в России, под крылом у Путина. Хотя при этом — в топ-10 розыска ФБР как «босс боссов» русской мафии.

Как его занесло к солнцевским, Клодо никогда толком объяснить не мог. Известному в ФРГ журналисту-расследователю Юргену Роту (ныне покойному) Клодо говорил в 2016 г. , что они с Могилевичем сошлись, «так как мы оба иудеи».
В другом случае рассказывал, что сначала познакомился в Афганистане с племянником Михася (Сергей Михайлов, главарь солнцевских). Клодо тоже был в Афгане (с другой стороны), племянник Михася Дмитрий попал в плен, и Клодо помог его освобождению.
Но думается, на самом деле всё проще. Клодо работал на ПГУ КГБ. И бригаду Могилевича крышевало ПГУ КГБ, потом ставшее СВР. Общие кураторы их и свели.
Факт работы Могилевича на КГБ-СВР нашел отражение в знаменитых «пленках Мельниченко» (прослушка в кабинете украинского президента Кучмы в 2000 г.). Там есть запись, где Кучма и начальник военной разведки ВСУ генерал Смешко обсуждают Могилевича (у Кучмы были какие-то бизнес-дела с Севой). Ну и Смешко сообщает Кучме, что Сева это «номенклатура ПГУ», «особо ценный агент», при Горбачеве его даже не давали посадить — берегли для особых заданий.

Вот в такому выдающемуся бандиту и пошел на работу бывший террорист Дитмар Клодо в лихие 1990-е. В банде Севы Клодо получил кликуху «Бомбист», так как возглавил лабораторию по производству бомб. И бомбил он до 1998 г., пока не сел на 10 лет.

Ныне тихо пенсионерствует в Германии, изредка общаясь с журналистами (на условиях анонимности или без таковой). Рассказывает удивительные истории, от которых дух захватывает: про Путина, Могилевича, Патрушева и других мафиози. Началось это не сразу, после тюрьмы он долго молчал, но в итоге все-таки не выдержал.
Так, в феврале 2013 г. Клодо неожиданно близко к сердцу принял «дело Долматова» в Голландии. Это лимоновец, участник столкновений на Болотной в 2012 г. Ему отказали в политубежище, поместили в тюрьму, где он повесился.
Клодо направил большое письмо по электронной почте адвокату Долматова Татьяне Волковой, которое та разместила на своем сайте. Не уверен, что Клодо давал согласие Волковой на публикацию их переписки, но письмо попало в открытый доступ в Интернете еще в 2013 г.:

Сильный текст. Путин («Платов») мне больше не товарищ, я и подумать не мог, что он станет служить «компрадорской буржуазии, грабящей вашу страну»… Сергей Иванов («Ироденков»), путинский соратник, оказывается, тоже бывал в Дрездене и связан с нелегальной разведкой. И тоже перешел на службу буржуазии (какая неожиданность). И теперь «нам печально наблюдать, что происходит с вашей великой страной».
Они продались компрадорской (т.е. колониальной) буржуазии. Жалеют страшно.

Почти одновременно с этим письмом про продажных Путина с Ивановым Клодо поучаствовал в подготовке книги журналистки Маши Гессен о Путине («Человек без лица», 2012г.).

На условиях анонимности (он там фигурирует просто как «бывший член РАФ») Клодо подтвердил воспоминания Гортанова о повышенной склонности Путина к мелкому гешефту. Путин, по воспоминаниям Клодо, помимо чисто рабочих вопросов, всегда просил его привезти с Запада какое-то барахло: то радиоприемник «Грюндиг» (великая ценность в СССР тех лет), то аудиосистему «Блаупункт» себе в машину (это вообще запредельные понты), то еще чего. Все это в перерыве между подготовкой терактов, убийств и другими вопросами по работе.
Западная Германия, ноябрь 1989 г. Альфред Геррхаузен, глава «Дойче банка» и советник канцлера ФРГ, взорван на дороге боевиками RAF. Да и хрен с ним. Люди – мусор, а вот крутая магнитола себе в тачку – это тема!

Один из занятных моментов в книге М.Гессен: Клодо вспоминает, что привезти вещи с Запада просил не только Путин, но и офицеры «Штази». Последние ради приличия всегда спрашивали, сколько они должны за это (денег с них не брали), а «у Вовы такого вопроса даже не возникало». Впрочем, и самим боевикам РАФ эти вещи зачастую ничего не стоили: аудиосистему «Блаупункт» в машину Путину они просто украли — взяли из автомобиля, который угнали для своих нужд в ФРГ. И автомобиль пригодился, и Путину — навар.

М-да. Пособничество террористам, краденое барахло – «вся моя служба в органах внешней разведки была связана именно с нелегальной разведкой, я знаю, что это за люди…».

5.Сергей Иванов.
Рассказы старика Клодо не исчерпываются только Путиным в Дрездене. Там есть еще много интересных вещей. Например, как Могилевич в 90-х заносил взятки чемоданами разным политикам в Венгрии, и как Путин теперь манипулирует ими с помощью этого компромата. Как Могилевич много лет платит Патрушеву 50% со всех своих доходов, почему Россия и не выдает его ФБР. Т.е. оргпреступность при Путине вполне централизована, ответственный кассир – тов. Патрушев.
А еще Клодо рассказывает, что соратник Путина Сергей Иванов – человек, скажем так, нетрадиционной (бисексуальной) ориентации. В «Штази» у него был любовник-немец, их общий знакомый с Клодо (Тиль М., упоминаемый в письме Клодо к Волковой). Чекистен-коллектив, да.
Россия, Петербург, наши дни (июнь 2016 г.). Дрезденский гей Иванов открывает доску фельдмаршалу Маннергейму, чьи войска держали Ленинград в осаде в годы Второй мировой войны. Иванов позднее объяснял, что Маннергейм — бывший царский генерал, в разведке служил в Генштабе. Т.е. почти чекист (Маннергейм в этот момент перевернулся в гробу).

И народный юмор по теме:

С.Иванов — одна из ключевых фигур в путинской верхушке. Он упоминается в скандальном досье Кристофера Стила о вмешательстве России в выборы в США в 2016 г. (К.Стил – бывший сотрудник английской разведки, специалист по России). Судя по досье Стила , именно Иванов был одним из авторов идеи вмешаться в выборы на стороне Трампа.
Не все в окружении Путина были согласны. Некоторые (советник Юрий Ушаков, посол Кисляк) считали, что затея пустая и ничего, кроме проблем России не принесет. Но Иванов, как куратор разведки настоял на своем. Когда вторая группа оказалась права, Путин окрысился на Иванова и выгнал с поста главы президентской администрации.

Избрание Трампа президентом. Дурдом в Москве: банкет в Госдуме, праздничные скидки в магазинах.

Радость оказалась недолгой. И отчасти из-за досье Стила, которое повлекло за собой громкое расследование в Америке. Не берусь судить, что в этом досье — правда, что нет, следствие ФБР там в полном разгаре. Но срыву операции «Трамп-наш!» этот 35-страничный документ весьма помог. По сообщениям западных СМИ, в его подготовке, вероятно, участвовал и полковник Скрипаль. Тот самый, которого потом отравили.

6.Рязанский сахар с вермишелью.
Связи Путина с Дитмаром Клодо в дрезденский период навели меня на еще одну мысль, друзья. Выходит дело, в далеком августе 1999 г. Ельцин назначил своим преемником… — профессионального пособника террористов. Человека, который в свое время цинично соучаствовал в коммунистическом и палестинском терроре со стороны КГБ.
Надо ли удивляться, что уже через месяц, в сентябре 1999 года, по России стали взрываться дома: Волгодонск, Буйнакск, Москва. Где-то были грузовики с тоннами взрывчатки, припаркованные у дома. В Москве мешки просто подкладывали в подвал с таймером на ночное время (чтоб побольше жертв). Начался террористический кошмар, какого Россия еще никогда не видела.
Улица Гурьянова в Москве

Каширка

Именно в сентябре 1999 г. в России стало широко известно слово гексоген, до того знакомое лишь спецам по взрывному делу. Гексоген – мощнейшая взрывчатка, по виду напоминающая сахарный песок. В чистом виде не используется (опасно), только как добавка к другим взрывчатым веществам. Например, к тротилу.
Тротил бывает в шашках, а бывает в сыпучем виде. В последнем случае называется «чешуированным» и по виду напоминает мелкую вермишель (хлопья) желтоватого цвета. Именно из тротила с гексогеном и состояла «московская смесь», которой подорвали дома на ул. Гурьянова и на Каширке в сентябре 1999 г. Сахар с вермишелью.

В подрывах домов обвинили чеченцев, и тогда же в сентябре 1999 началась вторая чеченская война. На выборы Путин, доселе никому не известный чекист из бандитского Петербурга, шел уже как «полководец» и спаситель страны от чеченского террора. Сахар с вермишелью сработал.

Зловещие взрывы домов тогда вызвали реальный ужас. В сентябре 1999 в Москве люди массово дежурили в подъездах по ночам, сами обыскивали подвали, чердаки. Гаишники буквально накидывались на любую проезжавшую «Газель» (ходили слухи, что мешки развозят на «Газели» к местам подрыва).
По телевизору крутили фотороботы каких-то кавказцев, которых вот-вот должны были взять, но они опять ускользали. Все узнали про Ачимеза Гочияева, который якобы и развозил мешки с «сахаром» по домам, а потом как сквозь землю провалился (его так и не нашли до сих пор).

Кошмар со взрывами прекратился резко и внезапно. 22 сентября 1999 г. таинственные террористы-подрывники допустили прокол. Первый и последний раз. После чего дома больше не взрывались.
Это случилось в Рязани вечером 22.09.1999. Обшарпанная 12-этажная панелька в рабочем районе Дашково-Песочня, на ул.Новоселов 14/16, должна была взлететь на воздух в 5:30 утра вместе со всеми жильцами.

Однако помешал случай. Местный житель, водитель автобуса Алексей Картофельников, приехав поздно с работы, заметил незнакомых людей, заносивших какие-то мешки в подвал, и на всякий случай вызвал милицию.
Далее события развивались стремительно. В подвале были обнаружены три мешка с сыпучим веществом, таймер и детонатор.

Картофельников позднее в эфире НТВ описывал содержимое мешков как «какие-то гранулы», по преимуществу — «вермишель» желтоватого цвета, мелко порезанную. Вермишель — именно так выглядит тротил в измельченном (чешуированном) виде. Ну а гранулы — это уже ближе к гексогену.
Минут через 15 на место примчались взрывотехники, МЧС, ФСБ, высокое начальство из областного УВД. Газоанализатор показал присутствие паров гексогена. Московская смесь?! — Жильцов в считанные минуты выгнали из квартир на улицу чуть ли не в ночных рубашках. Абсолютно все местные службы, включая рязанское управление ФСБ, восприняли ситуацию как попытку теракта. Новость облетела всю страну.
По ТВ был показан фоторобот подозреваемых, все центральные телеканалы России сообщили о предотвращенном взрыве жилого дома. Наутро 23.09.1999 пресс-служба МВД РФ официально сообщила о найденной в Рязани взрывчатке на основе гексогена. Сам город в это время стоял на ушах, перекрыли все въезды-выезды, искали трех террористов — двое мужчин и одна женщина.

И нашли. На третий день съемная квартира, где они прятались, была установлена. Готовилось задержание (по другим данным 24.09.1999 их уже задержали). И тут примерно в полдень 24 сентября на экранах ТВ появился Патрушев — путинский кореш по Петербургу, в то время — директор ФСБ.
Сказать, что это был шок – ничего не сказать. Патрушев заявил, что террористы в Рязани – сотрудники ФСБ, это были «учения» по проверке бдительности, а в мешках был не гексоген, а сахар.

Тот самый Патрушев, да. Ну, за 50% от доходов Могилевича, миллионы за кокаин из Латинской Америки, можно и убить человек 300 работяг в пролетарских районах.
Рассказ Патрушева об «учениях ФСБ» уже тогда, вызвал, мягко говоря, недоверие. Получалось, что ФСБ проводило учения в жилом секторе, о которых никто не знал, десятки людей провели ночь на улице, было возбуждено реальное (не учебное) уголовное дело по статье «Терроризм». Да и сообщил Патрушев об учениях только тогда, когда врать дальше возможности не было – исполнители были обнаружены рязанскими ментами и чекистами (которые были не в курсе «учений»).
От ФСБ требовали подробностей – предоставить план учений, приказ на их проведение, кто были три исполнителя и т.д. Попытку дать хоть какое-то объяснение инциденту ФСБ предприняло через полгода, 22 марта 2000 г. В этот день в Москве прошла пресс-конференция ветеранов подразделений «Альфа» и «Вымпел». Там выступил вот этот персонаж, бывший командир спецназа «Альфа» генерал Геннадий Зайцев:

Вот он в бытность на службе:

С Путиным в Кремле в 1999 г.:

С бандитами из подольской ОПГ (она крышуется спецназом ФСБ):

Короче, заслуженный ГБ-ветеран. И вот на пресс-конференции 22.03.2000 г. он поведал, что учения с рязанским сахаром проводила спецгруппа ФСБ из Москвы с участием людей из отряда «Вымпел» (профессиональные диверсанты ).
Спецгруппа выехала в Рязань в тот же день (22.09.1999) «ближе к вечеру», купила охотничий патрон в магазине «Кольчуга» (для муляжа детонатора) и три мешка сахара на базаре. «Злополучный сахарный песок, впоследствии названный некоторыми СМИ гексогеном, был куплен спецгруппой на местном базаре», — заявил Зайцев.
Пары гексогена в подвале он объяснил тем, что эксперты «нарушили элементарные правила и воспользовались грязными приборами, на которых были остатки взрывчатых веществ от предыдущей экспертизы». То есть накануне они уже работали где-то с гексогеном (интересно где?) и забыли приборчик протереть. Вот такие истории от генерала Зайцева. Плюс к рассказам от генерала Патрушева.

Генерал Зайцев, прослуживший в КГБ всю жизнь, наверняка, слышал старый принцип: легенда должна быть непроверяемой. Если нет, надо использовать другую легенду. Но что-то легенды у товарища Зайцева и товарища Патрушева никак не клеятся.
Вот он, тот самый эксперт Юрий Ткаченко (справа), начальник инженерно-технического отделения в УВД, который выезжал на вызов в Рязани.

Через неделю после инцидента с «сахаром» Ткаченко был премирован за мужество при выполнении служебного долга. Через полгода появилась версия о грязном приборе. Где его запачкали гексогеном накануне, никто объяснить так и не мог (не было таких экспертиз).
А еще через год (в 2001 г.) Ткаченко заставили публично заявить, что он вообще НЕ пользовался газоанализатором при экспертизе (на запах определял, видимо). Это называется — заврались. То прибор — грязный, то вообще прибора не было.
Отдельный вопрос про мешки с «сахаром», купленные чекистами на базаре (если верить генералу Зайцеву). Если помните, житель дома Алексей Картофельников, который и вызывал милицию тогда, в эфире канала НТВ 24 марта 2000 г. описывал содержимое мешков, в основном, как «вермишель» желтоватого цвета. Зайцев давал пресс-конференцию на два дня раньше (22 марта) и про это, конечно, не знал. И повторил версию Патрушева про мешки с сахаром.
Так что ж купили чекисты на базаре? Вермишель или сахар? Или в спецназе ФСБ сахар от вермишели отличить не могут? А если там была смесь, где они её смешивали – в «Жигулях», на которых подкатили к дому на ул.Новоселов? Или, может, прям на базаре? – А может, чекист Зайцев просто заврался?
В общем, как говорил Березовский, «серый кардинал» при Ельцине:

Жаль, что это прозрение пришло к нему слишком поздно…

7.Эпилог.
Путин правит Россией уже почти 20 лет. Достаточный срок, чтобы проявить себя. И он проявил. Россией правит человек, которому лучше всего подходит слово ПАТОЛОГИЯ:
(1) Патологический вор;
(2) Патологический лжец;
(3) Патологический убийца и террорист. Который был пособником террористов еще в КГБ, а придя к власти, начал убивать с первых дней: от взрывов в Москве до малайского «Боинга», от Литвиненко до Немцова и так со всеми остановками.

А если вы немного оглядитесь по сторонам, то с удивлением обнаружите, что уже несколько лет средняя зарплата в России – НИЖЕ, чем в Китае. Там она 750 долл. (45 тыс. руб.). Такое – впервые за всю историю. И уже не китайцы – нищеброды, которые пашут за миску риса в день, а русские при Путине. И ведь это тоже патология.

А еще, я почему-то думаю, что мирно эти отбросы не уйдут — путины, патрушевы, прочая нечисть. Подтасуют любые выборы, пойдут на все. Диктаторские режимы Третьего мира – это, знаете, такая патологическая вещь, лечится только революцией..........