воскресенье, 13 июля 2014 г.

Голос Америки

Голос Америки
Как воюет Украина
Posted July 8th, 2014



12 comments
Мой недавний визит в Украину совпал с выводом сепаратистских подразделений из Славянска и Артемовска, и спровоцировал оживленную дискуссию между моими друзьями. Все они прекрасно осведомлены о происходящем и имеют большой внешнеполитический опыт.
Мнения разделились.
Коллеги, служившие в армиях разных стран в ужасе от того, как воюют украинцы. При отходе колонны Стрелкова-Гиркина на Донецк и Горловку, его никто не трогал. Либо это ужасающая некомпетентность армии, либо непрозрачный переговорный процесс Москвы с Киевом.
Во-первых, страна с очень маленькой армией не перешла на военное положение, несмотря на то, что военное столкновение с Россией может привести к утрате национальной независимости.
Нет блокпостов при въезде в город. Не видно патрулей самолетов, не видно и вертолетов. За пять дней я видел солдат в форме от силы пару раз. Проверка  документов в государственных зданиях гораздо более поверхностная, чем в Москве и Вашингтоне.
Во-вторых, даже мне, человеку не военному, ясно, что Украина воюет плохо. Москва ведет тотальную, интегрированную войну с «братским» соседним государством.
Оспаривается право Украины на независимость. После 22 лет ставится под вопрос ее территориальная целостность. Все идет в ход: экономическое оружие – цена на газ и долги за него, тарифы на импорт…
Я не говорю уже о заранее подготовленных экстремистах, любителей белогвардейских «Зарниц», чеченских и осетинских формированиях, и засланных казачках, действующих под чутким руководством товарищей из компетентных органов.
Про российскую пропаганду 24 часа в сутки, 7 дней в неделю я вообще молчу. Все госканалы, плюс социальные СМИ, плюс речи 450 депутатов Думы.
Что противопоставляет этому Украина? Неумелых солдат? Необстрелянных офицеров? Танки и грузовики без аккумуляторов, расхищенных при Януковиче? Нет интегрированной военно-политической стратегии. Нет внутренней или международной медиа-стратегии. Просто нет людей, которые в состоянии это делать. Олигархи во власти или влияют на власть. Нет четкого разделения личного бизнеса и заботы о государстве, народе, нации среди политиков высшего эшелона.
«В Украине есть несколько наций, – сказал мне известный киевский журналист. – Люди на Западе страны совсем другие, чем в ее центре. Но и те, и другие считают себя украинцами, а вот в Донбассе многие себя таковыми не считают, однако и под Россию не хотят. Только меньшинство в Донбассе готово идти сегодня под Россию».
В Одессе, где со времени основания города Екатериной Второй, смешались 146 национальностей, многие мне говорили, что они не русские и не украинцы: «мы – одесситы».
Наверно, так и говорил мой покойный дедушка-одессит, получивший медицинское образование в Швейцарии и Италии, и воевавший в царской армии в Первую мировую. Осколок немецкой шрапнели в легкое, полученный «за царя и отечество» навсегда подорвал его здоровье и приблизил смерть.
Смешно, что Одесса, со времени основания являвшаяся главными воротами средиземноморской, европейской, и мировой торговли юга России и Украины, кем-то сегодня зачисляется в давным-давно исчезнувшую «Малороссию», тогда как сама Россия гордо развернулась спиной к Европе.
Одессу строили те самые европейцы, которых так модно сегодня проклинать: политбеженец от гильотины французской революции герцог Ришелье, ставший по возвращении из эмиграции премьером Франции. Строили итальянские и венские архитекторы, греки-меценаты, бельгийские инженеры.
Со своей «почти парижской» оперой, элегантными гостиницами, затененными бульварами, морем, и какой-то португальской бывшей биржей – ныне филармонией, Одесса отличается от большинства российских городов (за исключением Москвы и Питера) как светская дама от замухрышки из ПГТ.
Мои друзья-эксперты могут думать, что точка перелома в войне достигнута. Я думаю иначе. Война будет долгой, злобной и жестокой, как кровавая семейная ссора, если не договорятся политики из Киева и Москвы, Берлина, Брюсселя и Вашингтона.
Но как же будет жалко, если молот  войны разрушит и красавец-Киев, и уникальную, все еще элегантную Одессу.
Ариэль Коэн, внештатный эксперт Фонда “Наследие” и Директор консалтинговой фирмы International Market Analysis

Комментариев нет:

Отправить комментарий