понедельник, 14 марта 2016 г.

Панкиси: в лабиринте молчания (часть I)
 - от Elmir Mirzayev
Грозная идиллия мрачной красоты "Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал... В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом."
(из мифа об Орфее и Эвридике)
Когда мы подъезжали к Панкиси, было уже пополудни. Несмотря на февраль месяц и на все еще нерастаявший снег на обочинах, весна уже явно брала свое. Яркое солнце стояло уже в зените, птицы пели вовсю и вокруг была та самая, непередаваемо-волшебная атмосфера весны.О Панкиси я слыхал довольно часто от своего окружения и, разумеется, о многом прочел в мировой паутине. О том, что никакие грузинские правительства практически не контролировали эту местность (и это при том, что Google Maps показывает всего 131 км. расстояния от Тбилиси - подумать только!), и что на этой территории рекрутируют и тренируют боевиков для главной "Утопии" нашего времени - ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта") - наверное, осведомлены все, кто интересуется процессами в современной геополитике.
Панкисское ущелье находится на северо-востоке Грузии, от России его отделяет один горный хребет и за ним уже идет Чечня. Как и в той стороне горы, и в Панкисском ущелье главным образом проживают кистинцы — в Грузии так называют чеченцев, проживающих в Панкиси. В 90-х годах прошлого столетия здесь также обосновались беженцы собственно из Чечни, покинувшие её во времена двух кошмарных чеченских войн - сообщения о свободном перемещении чеченских беженцев и боевиков через границу в этом районе, в Тбилиси тогда предпочитали просто игнорировать.
Однако отцом нашего главного героя, правой руки самого "халифа и эмира" этой "новой Утопии" Абу Бакра аль-Багдади - Абу Умара аш-Шишани ("в миру" Тархан Темурович Батирашвили), из-за которого мы собственно и приехали в Панкиси, является этнический грузин и практикующий христианин. В частности, в азербайджанской версии Википедии есть заметка, что именно последний фактор очень сильно разочаровал "правую руку халифа и эмира" при его единственной телефонной беседе с отцом уже после "озарения".
Необходимо было выяснить все детали жизни, приведшие на этот путь одного из самых грозных полевых командиров ИГИЛ и собственно курирующего все вопросы провинции "Имарат Кавказ" Исламского Государства, то есть, гипотетически "властелина" всех нас вместе взятых.
Что же подвигло этнического грузина (разумеется, по отцу, мать у него была чеченкой-кистинкой, но кто же в наших патриональных до мозга костей обществах, где априорное господство мужчин над женщинами всегда было окончательно и безоговорочно по самому факту рождения, ориентируется на мать?) принять ислам и поехать на "земли Шама" (Сирию), на очередную “священную войну” и разумеется, одновременно "финальную схватку" Добра и Зла в человеческой трактовке, где и вправду в непримиримой и смертельной геополитической схватке сошлись все великие силы мира?..
А ведь Тархан Батирашвили не единственный такого рода знаменитый выходец из Панкиси, заявивший о себе на "святых землях джихада". Kроме него есть еще Муслим Абу Валид аш-Шишани ("в миру" - Мурад Маргошвили, окончание же Шишани указывает на происхождение обоих деятелей, означая принадлежность, т.е. в данном случае - чеченский), 1972 года рождения, чеченец-кистинец, уроженец Ахметского района Грузии, командующий группировкой, базирующейся в Латакии "Джунуд аш-Шам" ("Солдаты Леванта") и они далеко не единственные. Большинство добровольцев-воинов джихада из Грузии, конечно же кистинцы, но немало среди них и грузин-мусульман, и этнических азербайджанцев...
"...кто же в наших патриональных до мозга костей обществах, где априорное господство мужчин над женщинами всегда было окончательно и безоговорочно по самому факту рождения, ориентируется на мать?"
Выехвав после административного центра Ахметского муниципалитета на старые, явно построенные в глубокий советский период, дороги и преодолев несколько перевалов, наш автомобиль остановился в центре села Дуиси, перед зданием бывшей сельской школы. Сейчас здесь расположились Roddy Scott Foundation, накрепко закрытый этнографический музей Панкиси и Radio Way. Сначало необходимо было установить связь с местными людьми и попытаться найти дом семьи Батирашвили, находящийся в селе Биркиани, где собственно и живет сейчас только отец семейства - дядя Темо (Темур Батирашвили), как зовут его здесь местные. Окруженное сейчас печально-знаменитым ореолом славы "своего грозного сына", это село находилось в 14-и километрах от нас, то есть от Дуиси, как показывал вездесущий интернет.

... человек из местных, средних лет и с бородой, назвался Джоколой. Будучи юристом по профессии и окончивший Тбилисский Университет, сейчас работает на местной радиостанции. В ходе беседы он рассказал, что оказывает правовую и юридическую помощь местным жителям и вообще всем мусульманам в Грузии (так как "это его долг, как муслима"), в том числе и азербайджанцам, которые, кстати, живут совсем недалеко - в селе Караджала, расположенном в Алазанской долине, невесть какой шалостью истории оказавшемся в самом сердце Кахетии, в составе Телавского муниципалитета.
Да-да, того самого знаменитого Телави из "Мимино" нашего детства, вместо которого главному герою ошибочно набирают Тель-Авив и там он находит своего земляка. Сейчас этот трогательный кинематографический прием выглядел бы вовсе неуместным для исконных жителей Караджалы, ведь там уже несколько лет, как обитают "салифиты" и "жесткие такфиристы" (на самом деле, если отбросить в сторону сугубо "богословскую" сторону этого дела, то это обычные ваххабиты, как их называют в простонародье), как сказал нам в личной беседе Джокола.


Ваххабизм пришел в это село совсем недавно, всего несколько лет тому назад. В этой затерявщейся среди грузинский сел и богом забытой азербайджанской деревне появился некий турок и начал учить местных детишек намазу и т.д. - отсюда и все пошло. История доказывала не раз — для возвращения средневековья ничего особого делать не требуется, оно возвращалось не раз и в самых неожиданных местах, прорывая все "цивилизационные преграды" и сейчас, собственно, в различных формах дышит в спину уже почти во всех географических точках мира, что в Азии, что в Европе, что в России...
На вопрос, о том, что он думает о своем знаменитом земляке Тархане, ныне аш-Шишани, Джокола ответил, что "он был очень хороший малый, что они вместе гоняли футбол и сейчас тоже все думают о нем только с хорошей стороны". На вопрос об ИГИЛ, Джокола сказал, что здесь нам "на этот вопрос никто не ответит и лучше его вообще не задавать."
Но добавил, что "àлимов (то есть исламские ученые) в этом вопросе еще не пришли к единому мнению." И что "в некоторых сахи́х (с арабского переводится как достоверный, подлинный, здесь скорее всего имеется ввиду сборник хадисов Кутуб ас-ситта, собраных средневековым исламским богословом Мухаммадом аль-Бухари) хадисах (пред)сказано, что будет великая битва в Шаме (аш-Шāм - классическое арабское название Сирии). И в этой великой битве сойдутся все силы Зла против Добра. И что в этой великой битве за Аллаха и его господство на земле, против кафиров будут воевать три группы мусульман: одна из них убежит с побоища, другая будет полностью уничтожена кафирами, а вот третья — обязательно победит."
"Сейчас мы ждем окончательного решения наших àлимов, это они должны решить, та ли битва эта, или нет, и надо ли всем муслимам поехать туда сражаться или нет. До их решения вам об ИГИЛ никто ничего не скажет, даже не стоит спрашивать."
"ИГИЛ ничем не отличается от там называемой ССА (Сирийская свободная армия, противник Асада и ИГИЛ, рассматривается как "умеренная" и "светская" часть сирийской вооруженной оппозиции), они делают то же самое, и не надо создавать образ дьявола или зла. В исламе есть 82 различных пути и только один из них верен. Правду же знает только Аллах."
"Сейчас мы ждем окончательного решения наших али́мов, это они должны решить, та ли битва эта, или нет, и надо ли всем муслимам поехать туда сражаться или нет. До их решения вам об ИГИЛ никто ничего не скажет, даже не стоит спрашивать."

"Если вы ищете здесь боевиков или тренировочный лагерь — то лучше поскорее возвращайтесь обратно, ничего такого в Панкиси нет, вы ничего такого здесь не найдете и тут все спокойно. Больше вам никто ничего не скажет."
На последний вопрос о том, смог бы он посодействовать нам в встрече с отцом аш-Шишани, Джокола ответил, что лично он против, чтобы "дядя Темо" разглагольствовал с журналистами, но препятствовать он не станет, наоборот, на своей машине поедет до села Биркиани и даже покажет дом Батирашвили, а дальше уже дело наше.
Делать было нечего, мы обратно уселись в автомобиль и он двинулся. Впереди по сельской дороге шла машина Джоколы, мы следовали за ней.
Эльмир Мирзоев
(продолжение следует...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий