Путин Снисходительный и российские футбольные хулиганы

Российский футбольный фанат (в белой футболке) получает наглядный урок истории в ходе спарринга с польским болельщиком (в толстовке с капюшоном) в Варшаве 12 июня, перед игрой Россия-Польша на Евро-2012. Фото: Reuters/Питер Эндрюз
Российский футбольный фанат (в белой футболке) получает наглядный урок истории в ходе спарринга с польским болельщиком (в толстовке с капюшоном) в Варшаве 12 июня, перед игрой Россия-Польша на Евро-2012.
Фото: Reuters/Питер Эндрюз
Может быть, Земля и правда плоская. Несколько тысяч россиян недавно отправились к западной границе своей страны – и свалились за край земли. А упали они в огромную невидимую историческую пропасть, которая отделяет Россию от ее западных и южных соседей.
Особенно наглядно этот крепостной ров, проходящий через умы людей, проявил себя в ходе Евро-2012 – чемпионата Европы по футболу, финал которого состоится в субботу.
Некоторые россияне выглядели крутыми парнями – среди них были мясистые футбольные фанаты, иногда даже с защитными капами для зубов и кастетами. Однако их «москво-центричный» взгляд на историю изначально обрекал их на то, что выглядели они в Польше как невинные простаки за рубежом.
Для начала – немного истории.
Из пятисотлетней истории польско-российских отношений российские историки отобрали для общественного потребления два приятных момента.
Первый – это Россия-Жертва.
В 2005 году Кремль провел ребрендинг ноябрьского национального праздника, который долгое время отмечался в память о большевистской революции 1917 года. Теперь 4 ноября является Днем народного единства: именно в ноябре польские захватчики были изгнаны из Москвы. А произошло это в 1612 году.
Если спросить у среднего американца, что британцы учинили в Вашингтоне в августе 1814 года, реакций будет недоуменное «Чего-чего?» (правильный ответ: они сожгли здания Белого дома, Капитолия и казначейства).
Второй, более современный, момент, доминирует в российском представлении о Польше: Россия – Освободитель.
И действительно, в 1945 году Красная Армия освободила Польшу от нацистов. При этом игнорируется мелкий шрифт более крупного исторического контекста. В 1939 году Гитлер и Сталин поделили Польшу. А в конце 1944 года Советская Армия два месяца выжидала под польской столицей, пока на другом берегу Вислы нацисты завершат жестокое подавление Варшавского восстания (в нем участвовали главным образом поляки, поддерживающие Армию Крайову, которую в Кремле считал анти-коммунистической).
Ну а затем, после того, как советские войска отбросили немецкую армию и дошли до Берлина, они контролировали Польшу на протяжении следующих 45 лет.
По сути, с начала 1700х годов, Польша не была под контролем России (прямым или косвенным) лишь 40 лет.
Не нужно иметь докторскую степень в психиатрии, чтобы понять вызывающий подтекст этого сигнала: россияне приветствовали национальную команду Польши полутонным баннером, который они не поленились привезти аж из самой Москвы. Фото начала матча Россия-Польша, который состоялся на новом Национальном стадионе в Варшаве 12 июня 2012 года. Фото: Reuters/Паскаль Лауэнер
Не нужно иметь докторскую степень в психиатрии, чтобы понять вызывающий подтекст этого сигнала: россияне приветствовали национальную команду Польши полутонным баннером, который они не поленились привезти аж из самой Москвы. Фото начала матча Россия-Польша, который состоялся на новом Национальном стадионе в Варшаве 12 июня 2012 года.
Фото: Reuters/Паскаль Лауэнер
Вот в эту-то историческую пропасть и вознамерились войти маршем 5 500 российских болельщиков, направляясь 12 июня на Национальный стадион в Варшаве, где должен был состояться матч Россия-Польша. Так как в этот день отмечался День России, на свое шествие по центру польской столицы они прихватили российские флаги, а также атрибуты коммунистической символики.
Хотя в России изображение серпа и молота по-прежнему часто встречается, оно было запрещено в последние годы в Польше, Литве, Венгрии и Грузии. Пять государств, входивших ранее в советскую сферу влияния, обратились к Евросоюзу с просьбой о введении запрета на эту эмблему в пределах ЕС.
12 июня, за несколько минут до начала матча, Александр Шпрыгин, лидер Всероссийского объединения болельщиков, рассердился на журналистов, предположивших, что этот марш в Польше могут счесть провокационным.
Под защитой нескольких фаланг польских полицейских в шлемах, россияне благополучно прошествовали мимо мемориала в память о жертвах авиакатастрофы 2010 года под Смоленском, в которой погиб президент Польши и несколько десятков польских политиков.
Но затем польские полицейские потеряли контроль над ситуацией. Несколько россиян прорвались через полицейские ряды и атаковали поляков, которые их поддразнивали. На затем уже поляки атаковали всю колонну.
Когда слезоточивый газ развеялся, файеры потухли, а асфальт был подметен от резиновых пуль и разбитых бутылок, в тюрьмах Варшавы оказались 153 поляка и 24 россиянина. Медики оказали помощь 150 болельщикам. Семерым полякам и одному россиянину пришлось провести ночь в больнице под надзором врачей. Большинство российских болельщиков благополучно добрались до стадиона и заняли свои места на матче Россия-Польша.
Поляки затянули свой национальный гимн – оживленную мазурку 18го века, которая открывается оптимистичной строфой: «Jeszcze Polska nie zginęła“ («Ещё Польша не погибла»). Когда зазвучал гимн принимающей страны, российские фанаты освистали его, развернув над трибунами свой полутонный баннер, на котором был изображен средневековый русский богатырь с тяжелым мечом, а надпись гласила: «Это Россия».
К счастью, игра завершилась дипломатической ничьей 1-1.
Польский полузащитник Якуб Блащиковски празднует гол, которым он во втором тайме сравнял счет в игре с Россией. Фото: AP/ Мэтт Данхем
Польский полузащитник Якуб Блащиковски празднует гол, которым он во втором тайме сравнял счет в игре с Россией.
Фото: AP/ Мэтт Данхем
Послематчевая агрессия главным образом ограничилась выходками групп молодых поляков, которые шатались по Варшаве, скандируя: «Круши красный мусор серпом и молотом».
В конце 1980х с хулиганскими выходками британских футбольных фанатов за рубежом вынуждена была иметь дело Маргарет Тэтчер. Тогда премьер-министр Великобритании публично призвала к суровым тюремным срокам и временному запрету на выступление британских команд на Европейском континенте.
В отличие от «Железной леди», российский президент заслуживает скорее титул «Путин Снисходительный».
На следующее утро после фанатских стычек, Путин позвонил президенту Польши, чтобы выразить свою «обеспокоенность» безопасностью российских болельщиков. Он незамедлительно направил в Варшаву главу президентского Совета по правам человека для мониторинга статуса задержанных россиян. Дипломаты из посольства России в Варшаве заверили российских телезрителей, что их заключенных сограждан можно будет навещать и что они будут обеспечены хорошими двуязычными адвокатами.
«Откуда столько агрессии по отношению к российским болельщикам? – вопрошал озадаченный министр спорта России Виталий Мутко у репортеров на следующий день после уличных драк. – Люди совершенно не чувствуют себя в безопасности».
Три дня спустя на российских болельщиков обрушился еще один удар: штраф в 150 тысяч долларов за беспорядки во время первого матча России на чемпионате против Чехии. Тогда болельщики бросили на поле файер, скандировали националистские лозунги, размахивали имперскими флагами, избили польских служащих на стадионе и подвергли расистским насмешкам Теодора Гебре Селассие – игрока чешской сборной, отец которого родом из Эфиопии.
Сергей Фурсенко, президент Российского футбольного союза, пожаловался, что этот штраф был несправедливым, так как один из польских стюардов, похоже, заслуживал побоев. «Наказание стало особенно суровым после того, как болельщики заявили, что он заслужил то, что получил», – заявил он в интервью. Перейдите по ссылке и судите сами:
Когда подошло время третьей игры, 17 июня, польская полиция приняла профилактические меры. Было задержано 72 российских футбольных фаната, которые, судя по всему, готовили акцию возмездия против польских болельщиков. Игра закончилась плохо: Россия проиграла со счетом 0-1 Греции – стране, население которой в 14 раз меньше российского. Это был конец амбициям России на европейское чемпионство. Финал состоится в это воскресенье в украинской столице, Киеве.
Всего организационный комитет Евро-2012 оштрафовал Российский футбольный союз на 235 тысяч долларов за поведение российских болельщиков в Польше. 25 июня Фурсенко ушел в отставку. Он извинился перед Путиным и болельщиками за… плохое выступление национальной команды.
Между тем, российские дипломаты продолжают работать сверхурочно, чтобы оказать помощь семи российским футбольным фанатам, которые по-прежнему находятся в Польше под арестом. 22 июня заместитель министра иностранных дел России встретился в Москве со своим польским коллегой и потребовал «скорейшего возвращения на родину» всех арестованных российских болельщиков.
Хотя среди арестованных или госпитализированных болельщиков было в семь раз больше поляков, чем россиян, российские СМИ главным образом следовали теме «россияне как жертвы».
Пола Богутын, польская студентка из Колледжа Миддлбери, смотрела игру Россия-Польша в московском кафе. Ее брат присутствовал на стадионе в Варшаве.
Пола прислала мне сообщение по электронной почте: «Проблема в том, что СМИ обеих стран, похоже, не предоставляют правдивой картины реальных событий. Российская сторона неистовствовала по поводу ужасных польских националистов, нападавших на невинных российских болельщиков. Другая сторона критиковала россиян, которые прошли агрессивным маршем по центру Варшавы, кажется, размахивая при этом изображениями серпа и молота и скандируя коммунистические лозунги».
И фанаты взревели. Польские болельщики ликуют после решающего гола, который сравнял счет в ключевой игре с Россией в Варшаве и позволил защитить полякам национальное достоинство.  Фото: Reuters/ Павел Улатовски
И фанаты взревели. Польские болельщики ликуют после решающего гола, который сравнял счет в ключевой игре с Россией в Варшаве и позволил защитить полякам национальное достоинство.
Фото: Reuters/ Павел Улатовски
Многие поляки отмечают, что в 2012 году немыслимо себе представить, чтобы футбольные фанаты из соседней Германии провели в центре Варшавы парад, скандируя националистические лозунги и размахивая символикой дискредитированного тоталитарного режима. Разница в том, что немцы и поляки в основной своей массе имеют весьма близкие взгляды на историю 20го века.
Мой друг Юлиуш Клосовски, редактор газеты «Голос Варшавы», прислал по электронной почте письмо со своим взглядом на невинных русских за рубежом: «Бедненькие! Милые мальчики из России приехали в плохую большую Польшу с флагами и символами, которые мы здесь просто обожаем. Его Высочество г-н П. столько раз звонил по красной линии в Варшавой, чтобы защитить их, что телефоны раскалились. Слава Богу, что у него такое большое сердце!»
За реакцией российской стороны, похоже, стоят две силы. Во-первых, это психологическая составляющая: бывшая колониальная держава возмущена, что жители ее бывшей колонии позволяют себе такое высокомерие.
В плане международных отношений России с ее соседями, эта историческая пропасть все больше грозит мирным отношениям.
Марк Бейссинджер, приглашенный профессор политологии из Принстонского университета, сказал мне за обедом в Москве: «В плане их понимания прошлого, поляки и россияне – особенно придерживающиеся националистических взглядов – похожи на жителей разных планет».
Опасения Польши в отношении своего восточного соседа нисколько не ослабили недавние российские военные игры, моделировавшие вторжение в Польшу, или недавние заявления российских лидеров о том, что Польша станет легитимной военной целью, если Варшава присоединится к программе противоракетной обороны НАТО.
Во-вторых, в снисходительности Кремля к российским футбольным хулиганам есть и внутренняя политическая сторона.
С декабря улицы Москвы являются одним из факторов российского политического уравнения. Однако группы «Путинской молодежи», которые Кремль формировал в середине 2000х годов, оказались бесполезными в роли противовесов массовым антипутинским уличным протестам.
Как минимум, Владимир Путин не желает настраивать против себя футбольных фанатов, многие из которых являются ярыми националистами. Как максимум, если он когда-нибудь почувствует себя загнанным в угол, российский президент вполне может обратиться к этим задиристым ребятам за поддержкой на улицах.