суббота, 27 декабря 2014 г.

Ответное письмо Александра фон Гана с обращением от имени "потомков тех, кто оставил Россию после большевистского переворота октября 1917-го, оказался на чужбине в ходе Второй мировой, был вынужден покинуть страну недавно, к гражданам Российской Федерации":

Живущий в Германии историк искусств Александр фон Ган, внук одного из соратников адмирала Колчака барона Константина Гана, подготовил другое обращение от имени "потомков тех, кто оставил Россию после большевистского переворота октября 1917-го, оказался на чужбине в ходе Второй мировой, был вынужден покинуть страну недавно, к гражданам Российской Федерации":
Друзья!
Подходит к концу еще один год, который мы провели за пределами России. Это был не наш выбор. За нас его сделали те, кто вот уже почти столетие управляет Россией.
Полковник КГБ Путин продолжает политику систематического уничтожения России
Почти 70 лет большевики систематически уничтожали всё русское, всё, связанное со славным прошлым нашей Родины. Большевистскими палачами, изуверами ЧК, ОГПУ, НКВД и КГБ были зверски замучены миллионы русских людей. Была растоптана Русская Православная Церковь. Полностью истреблена или изгнана вся, без исключения, русская аристократия, дворянство, купечество, уничтожена большая часть крестьянства. Рабочие превращены в рабов.

В подвалах и застенках ЧК, в рвах и траншеях, всеми доступными средствами на полях гражданской войны уничтожались преданные присяге и долгу офицеры, солдаты и матросы. Тысячами, десятками тысяч расстреливались заложники из числа гражданских лиц. В результате кровопролитной Гражданской войны и сталинских репрессий разлучёнными и осиротевшими оказались миллионы детей, умиравших от голода и холода, подвергавшихся ежедневному, ежечасному насилию в детских домах и приютах — во имя построения “социалистического рая” было практически полностью истреблено два поколения русских людей.

Пришедший 14 лет назад к власти полковник КГБ Путин продолжает политику систематического уничтожения России. Якобы от имени русского народа и во имя его национальных интересов была развязана кровавая Чеченская война, оккупирована территория Грузии, продолжается вторжение на территорию братской, православной Украины.

Заставить русских людей убивать друг друга — вот цель нынешнего поколения “кремлёвских мечтателей”. Националистическая пропаганда, развёрнутая подконтрольными администрации средствами массовой информации, отравляет умы и души ядом ненависти, национализма, вражды и подозрительности. Под вывеской “Русского Мира” Россию, русскую культуру, русский народ противопоставляют Европе; общие, трудом и кровью выстраданные культурные и духовные связи объявляют пагубными — из запасников истории извлечены басни о тлетворности Запада. Как и семьдесят лет назад, во времена военного коммунизма, Москва грозит миру тотальным уничтожением.
Решительно и со всей возможной уверенностью заявляем -- эти планы обречены на провал. Зарубежной резидентурой ОГПУ эмиграция, уверены, не станет. Ни Белая, ни Новая, никакая. Как не станет она и “проводником политики” Кремля.

Наша задача — снятие проклятия большевизма, проведение свободных и честных выборов, созыв Учредительного Собрания, возрождение Великой России в соответствии с волей русского народа, равно как и всех народов, населяющих нашу Родину.

Россия будет свободной!
Вот что думает Александр фон Ган о парижской декларации "Солидарность с Россией":

Александр фон Ган в программе "Итоги недели"

– Люди, которые подписали это письмо, прекрасно осознают тот эмоциональный заряд, который их имена этому письму придают. Люди, к которым я отношусь с колоссальным трепетом, Дмитрий Михайлович Шаховской, человек чрезвычайно честный, кристальной души, и многие другие из этого списка – это действительно русские люди, которые очень переживают за Россию. Но в очередной раз, как это было и 20-е, и в 30-е, и в 40-е годы, их используют самым беспардонным и циничным образом. Вот что меня больше всего возмущает. Конечно, были колоссальные ошибки на Западе допущены. Я работал в Москве финансовым консультантом и представителем немецкого банка и хорошо помню, каким образом западные финансовые и государственные институты помогали создавать сеть коррупции, которая опутала Кремль в первые же годы после перестройки. Но это не означает, что нужно обвинять во всем Запад. Мне в перестройку был 21 год, и были уверены в том, что мы едины с Европой и со всем миром. Русское культурное, духовное пространство – это очень важный элемент мировой культуры. Мы никогда не хотели быть главными, все очень ждали возможности преодолеть этот изоляционизм. Эта возможность была упущена, и теперь нам предлагают национализм. Что такое национализм для России? Это конец, это развал страны. Мы не можем делить русских на очень русских и недорусских – это преступление против нашего общего исторического, культурного наследия, против памяти наших предков, которые созидали нашу страну. И теперь нам предлагают объединиться и в едином порыве поддержать Россию и ее руководство, которое последовательно внедряет экстремальные формы национализма, которые приведут (и об этом, я думаю,  некоторые из подписантов письма догадываются) к колоссальным жертвам, к смерти русского народа, как народа-созидателя. Вы хотите натравить одних людей на других, вы уже столкнули лбами русских людей. Ничего более преступного и более близорукого, чем подобного рода письма, я себе представить не могу. Я очень боюсь, что печать этого письма ляжет не только на них самих, но и на их потомков. Потому что это преступление, это предательство России, к сожалению. Мне очень жаль говорить эти слова, но мне очень сложно воспринимать это в терминах философских и отвлеченных.
– Чем, на ваш взгляд, руководствовались люди, которые подписывали это письмо? Тут есть элемент корысти? Можно ли говорить о проникновении агентов в эту среду?
Александр фон ГанАлександр фон Ган
– Нет, конечно, нет. Я никоим образом даже подозревать не могу, что  здесь есть какая-то агентурная работа. Я уверен, что большинство подписавших это письмо относятся с любовью к России. Но, понимаете, любовь слепа. Вот эти торжества, присоединение Крыма – не имеют отношения ни к России, ни к возрождению русского народа, а имеет отношение к сиюминутным политическим соображениям. Но спорить с ними я не могу, потому что я знаю, что они хотят для России лучшего, что они хотят для России добра, что они хотят истинного настоящего, подлинного возрождения России, но ищут его не там. И в этом всегда была, на мой взгляд, самая большая проблема эмиграции. Эмиграция – это в значительной степени искаженное представление и понимание реальности России. Людей, которые искренне верили, что они помогают русскому народу, России, и работали на НКВД, было очень много. Они искренне были уверены, что они помогают. В 1948 году мой прадед вернулся со своей семьей из Шанхая, он был генеральным консулом России, принял советскую власть, представлял интересы советского правительства, хотя он был царский дипломат. В 1948 году они решили вернуться. Брат моей бабушки был джазовым музыкантом, одним из лучших саксофонистов Шанхая. Когда они на рейде шанхайском стояли, готовясь к отплытию, его оркестр возвращающимся в Россию эмигрантам играл блюз. Было приподнятое радостное настроение. В то же время на том же рейде стоял американский пароход, который только что пришел из Владивостока. Оттуда кричали им по-английски: "Что вы делаете? Вернитесь! Вы сошли с ума, не делайте этой ошибки. Вы совершаете преступление перед собой и своими детьми. Прекратите это, это абсурд, вы едете в страну, где ничего этого нет". Конечно, мой дядя и мой прадед были уверены, что это не так, хотя моя бабушка в это время сидела в лагере, моего деда расстреляли в 1937-м. И они вернулись. Мой прадед оказался в деревне на Южном Урале, его не расстреляли, не посадили в лагерь, но остаток дней он прожил в деревне недалеко от Нижнего Тагила, в деревянном бараке. Хотя он окончил Петербургский университет, был в дружбе с Рерихом, у него была превосходная дипломатическая библиотека, одна из лучших в Азии в то время. Все это было уничтожено. Так что я уверен в том, что тут нет никаких других позывов и порывов, здесь есть только любовь к России и желание помочь России. А то, что письмо было написано не только теми, кто его подписал, но в этом принимали участие люди из администрации президента, на мой взгляд, сомнению не подлежит. Сама стилистика письма говорит о том, что оно вышло не совсем из тех конюшен.
– Ваше контрписьмо вызвало интерес? Вы ожидаете, что будет много подписей?
– Меня это мало беспокоит, честно сказать. Я говорю от своего лица, от лица своей семьи и от лица своих детей. Кто это подпишет еще – не знаю. Подпишут – слава Богу, не подпишут – Господь им судья. Просто я не хочу быть в числе тех, кто поддержал политику России. И я не хочу, чтобы люди говорили о том, что белая эмиграция поддерживает курс и президента Российской Федерации.
– Крым называли "жемчужиной Российской империи". У вас при известии о том, что Крым вернулся в состав России, никаких сентиментальных чувств не возникло?
"Русский мир" – это реальность. Абсурдным мне кажется то, что защитой "Русского мира" занимаются люди из НКВД-ГПУ-КГБ.
– Я считаю, что мы живем в совершенно другом мире, нет больше представления о границах, о том, что этот столб должен стоять здесь, а этот ров должен быть там,  это все минувшие века. Мы живем в совершенно изменившихся условиях, у каждого есть интернет, я могу разговаривать с друзьями в Нью-Йорке, с родственниками в Германии или с друзьями в Москве. Границ не существует, границы существуют в нашем сознании. Мне кажется, что эта неуклюжая попытка с черного хода присвоить Крым делается ради того, чтобы продлить еще это сладостное существование, эту иллюзию, что мы поставим еще один забор, еще одну стену воздвигнем. В этом году 25 лет с того дня, когда Берлинская стена была уничтожена. Так вот, это попытка выстроить Берлинскую стену, но теперь уже в наших головах, в нашем сознании. Совершенно не нужно завоевывать Лазурный берег, присоединять его к Российской Федерации для того, чтобы жить там, говорить на русском языке, кушать пельмени и запивать водкой. Никто не мешает вам приехать в Лондон, ходить по Пикадилли и говорить громко по-русски это ваше право. Вы можете купить футбольный клуб, например. Что может быть абсурднее Романа Абрамовича, который владеет футбольным клубом "Челси",  это примерно такой же абсурд, как присоединение Крыма к России какими-то "зелеными людьми". Но это ничего не меняет. Все равно кто-то должен за это платить, все равно люди должны там жить, где бы они ни жили, они пьют воду, они используют электричество, им нужно быть самими собой. Мне кажется, что присоединение Крыма ничего им лично не добавляет, это не делает их лучше, это не делает их добрее, это не делает их более русскими людьми. Надо же где-то и остановиться. Тогда давайте дальше пойдем, давайте залезем в Калифорнию, присоединим опять Аляску, отменим договор, выплатим американцам 7 миллионов золотых рублей и заживем. Давайте тогда действовать по этой логике. Но это логика абсурда. Когда через 200 лет после завоевания Екатериной Крыма его завоевывают в очередной раз, после этого объявляют какой-то духовной родиной русского народа, позвольте, это уже чистой воды патология.
– Идея "Русского мира", которая сейчас формулируется в качестве государственной идеологии Путиным, тоже кажется вам абсурдной?
Под вывеской “Русского мира” Россию противопоставляют Европе,​ из запасников истории извлечены басни о тлетворности Запада
– Нет, конечно, "Русский мир" –это реальность. Абсурдным мне кажется то, что защитой "Русского мира" занимаются люди из НКВД-ГПУ-КГБ. Вот это совершеннейший абсурд. "Русский мир" созидался не ими, они были, остаются и, судя по всему, будут в ближайшее время его уничтожителями и уничижителями. Эти люди никогда ничего для этого "Русского мира" не создали, они его последовательно, целенаправленно, систематически уничтожают. Поэтому когда я слышу из уст кагэбэшников со стажем рассказы о том, что они патриотически настроены и собираются этот "Русский мир" каким-то образом развивать и популяризировать, вы знаете, яблоня узнается по плодам. В изложении кремлевских политологов "Русский мир" покоится на столпах православия, народности (русская культура и русский язык) и плохо закамуфлированного самодержавия, подаваемого как “историческая память и общие взгляды на общественное развитие”. Превозносятся витальность, сила. Насилие – подчинение воли большинства как внутри, так и вовне – объявляется нормой. Общество возносится над личностью. На самом же деле подлинной основой "Русского мира" было и остается трепетное отношение к человеческой душе. В противовес кремлевскому симулякру подлинный "Русскій міръ" может быть создан только свободными людьми, “по образу свободы, не по образу господства силы и сильного, а по образу солидарности и милосердия. Только такое общество было бы не рабьим”, отмечает выдающийся русский философ Николай Бердяев. И далее: “Источник человеческой свободы не может быть в обществе, источник человеческой свободы в духе”. Именно такую свободу мы и намерены отстаивать.

"ЧЕЧЕНСКАЯ ТРАГЕДИЯ ОСТАЕТСЯ НЕЗАМЕЧЕННОЙ"

Сюжеты / Война в Чечне: 20 лет спустя

"Чеченская трагедия остается незамеченной"

Французский режиссер Мишель Хазанавичус говорит о своем фильме, посвященном второй войне в Чечне
Кадр из фильма Мишеля Хазанавичуса "Поиск"
Кадр из фильма Мишеля Хазанавичуса "Поиск"

Другие статьи на эту тему

Во Франции в широкий прокат вышел игровой фильм о второй чеченской войне The Search ("Поиск"). Снял картину Мишель Хазанавичус, его предыдущая лента "Артист" (2012) получила множество наград, в том числе пять "Оскаров", три "Золотых глобуса" и премию "Золотой орел" за "Лучший зарубежный фильм в российском прокате". Отношение критиков и зрителей к фильму "Поиск" не столь единодушное.
Чеченский мальчик, 10-летний Хаджи, из окна наблюдает за сценой расстрела своих родителей – мирных людей. Сестру уводят солдаты с издевательским смешком "вот так проходит террористическая операция. Осталось допросить террористку". Мальчик оставшуюся часть фильма ищет свою старшую сестру. Сначала он попадает в детский дом, где его, замкнувшегося в немоте после гибели родителей, пытается безуспешно разговорить сотрудница Красного Креста, американка (в ее роли Аннетт Бенинг). А затем он прибивается к сотруднице Комитета по правам человека Евросоюза, француженке Кароль (Беренис Бежо), которая собирает информацию о происходящем в Чечне и пытается добиться реакции Брюсселя на случаи массовой гибели мирных жителей.
Максим Емельянов в фильме "Поиск"Максим Емельянов в фильме "Поиск"
Фильм напоминает, что поводом для чеченской кампании стали странные взрывы домов в 1999 году. Кароль говорит в Европарламенте, что Путин учел недостатки первой чеченской компании и на этот раз утечки информации о нарушениях прав человека в конфликте жестко контролируются. "Грозный – самый разрушенный город мира со времен Второй мировой войны. Россия создает в Чечне ненависть, которая будет длиться несколько поколений", – выносит вердикт персонаж Беренис Бежо. Из других запоминающихся фраз фильма – "невиновных чеченцев не бывает". Такими словами солдата-новобранца, случайно застрелившего старика и ребенка, воспитывают старшие товарищи. Нельзя сказать, что русские солдаты изображены совсем антипатично: главный герой, новобранец из Перми (его "забрили" в армию прямо с улицы), которого играет Максим Емельянов, поначалу шокирован происходящим и даже пишет жалобы на руководство, но после избиения постепенно втягивается в конвейер насилия. Эта сюжетная линия не помешала россиянам свистеть на показе фильма в Каннах этим летом. 
После выхода фильма в прокат во Франции наиболее жесткая рецензия вышла в газете "Монд". Фильм был назван "ужасным" и "академическими приемами выдавливающим слезы". Правда, замглавреда газеты "Экспресс" написал не менее жесткий ответ под названием "Кинокритик – это не профессия", напомнив, что в Каннах после просмотра картины последовали 20-минутные овации.
"Поиск" – это ремейк одноименного фильма американского режиссера Фреда Циннемана, в котором речь шла о мальчике, освобожденном из нацистского концлагеря, которого в руинах Берлина находит американский солдат.
На вопросы корреспондента РС отвечает режиссер Мишель Хазанавичус:

Мишель Хазанавичус о фильме "Поиск"

http://www.svoboda.org/audio/26762110.html
– Почему вы решили снять военное кино? Ведь до этого вы занимались, другим, в частности комедиями?
– Я не перешел к съемкам военного кино, я просто хотел рассказать эту конкретную историю. Мне хотелось рассказать о Чечне, о том, что там было, и о том, что в конечном счете всем было все равно, что там произошло. Во всяком случае, в Западной Европе реакция была невероятно пассивной. Произошло что-то вроде "провала в истории", в которую попали чеченцы. Я хотел поговорить об этом, ну и вполне естественно, что это превратилось в военный фильм. Но это не традиционный военный фильм, где главное значение имеет жанр. Я говорил об одной конкретной войне, и, с моей точки зрения, фильм не очень напоминает военный.
 И что, по-вашему, произошло в Чечне? Вы сделали ремейк американского фильма The Search о ребенке, оставшемся в 1945-м без родителей после Холокоста. Параллель с Холокостом уместна?
Для Путина эта война – это способ создать ощущение "национального единства" у россиян
– Нет, я совсем не сравниваю это с Холокостом. Как правило, сравнения часто нас подводят. Вам лично кажется сравнение уместным, но кто-то возразит вам, что две ситуации не похожи. Нет, это не Холокост, это другая война, специфическая. То, что длится между русскими и чеченцами, – это история, которая началась в середине XIX века. Было много конфликтов, много войн, а также депортация 1944 года. Если вы спрашиваете мое мнение, во время Второй войны Россия напала на Чечню, а затем попыталась скрыть любую информацию об этом, накрыть ее колпаком. Никто не знал за пределами Чечни, что произошло. А сегодня, я думаю, что для Путина эта война – это способ создать ощущение "национального единства" у россиян.
– Французские кинокритики упрекнули вас в "схематичности", упрощении этой войны. Что бы вы ответили?
Мишель Хазанавичус со статуэткой "Оскара"Мишель Хазанавичус со статуэткой "Оскара"
– Как правило, я принципиально не отвечаю на критику в газетных статьях. Но я думаю, что сегодня не только во Франции, но и в других западных странах мы склонны к тому, чтобы все усложнять, что позволяет нам не занимать никакой позиции и, на самом деле, вообще не интересоваться ничем. Иногда ситуации бывают очень простыми с точки зрения морали или, во всяком случае, могут быть рассказаны простыми словами или быть представлены таковыми в фильме. И я думаю, что разговоры вроде "на самом деле все было сложнее" – это просто способ отмахнуться. В конечном счете это так.
– Правда ли, что во время показа на Каннском фестивале были представители России, которые свистели?
– Меня в зале не было, но мне об этом рассказали. Да, кажется, так и было.
– Как вы думаете, удалось ли вам заинтересовать зрителя?
– Нет, не удалось.
– А кто ваша целевая аудитория? Только европейцы или вы бы хотели, чтобы фильм увидели и русские, и чеченцы, которые живут в Европе?
Я ни капельки не согласен с тем, что это антироссийский фильм. Но военная машина – это то, что я действительно осуждаю в фильме
– Я разговаривал с некоторыми чеченцами, которые видели фильм в Европе. Как правило, людям фильм нравится. Есть, конечно, те, которые его критикуют. Но дистрибьюторы фильма подсчитывают "уровень удовлетворения", и зрители проголосовали за 90%. Во всяком случае, для чеченцев это важный фильм. Я бы очень хотел, чтобы и русские посмотрели его. Мы только что говорили об упреках в упрощенном, черно-белом подходе. Есть и те, кто говорит "это антироссийская пропаганда". Я ни капельки не согласен с тем, что это антироссийский фильм. Мне кажется, что русские в этом фильме показаны в такой же человечной манере, как и представители других национальностей. Но военная машина – это то, что я действительно осуждаю в фильме. Как это, так и равнодушие европейцев.
– Что бы вы сказали российским зрителям?
– Я надеюсь, что они увидят фильм. Потому что фильм рассказывает об особенностях функционирования российской армии. Как российская армия обращается с собственными военнослужащими – я думаю, что это знакомая многим больная тема.
– Трудно ли было найти актеров?
– Чеченцы, играющие в фильме, – непрофессиональные актеры. Русские – профессиональные актеры. На роль новобранцев актеров было найти достаточно легко, но есть роль командира – здесь возникли проблемы. Два или три актера, к которым я обратился, отказались.
– По политическим причинам?
– Ну да.
– Все-таки кажется невероятным, что подобный фильм оказался на больших экранах, а не только на фестивалях. Вы удовлетворены?
 Этого я и хотел. Я хотел сделать популярный народный фильм, для обычных людей, а не для критиков или фестивалей. Конечно, идея с самого начала была в том, чтобы фильм вышел в кинозалах, но я совсем не удовлетворен результатами просмотров – они очень плохие.
– Вы планируете также показать фильм в США?
 Он еще не вышел там, но должен выйти.
– Чем вы объясняете плохие результаты просмотров во Франции?
 Трудно объяснить. Есть безразличие. Люди не хотят интересоваться этой темой. Я надеялся, что с помощью кино удастся перейти по другую сторону проблемы, чтобы заставить зрителей интересоваться чем-то другим. Но, к сожалению, нам не удалось создать желание посмотреть фильм, которое было бы сильнее безразличия по отношению к Чечне…
– Как вы готовились к съемкам фильма?
 Я не был в Чечне, но, конечно, я встречался с чеченцами и людьми на Западе из тех, кто там был, и очень много читал.
– Вы сказали, что пресса во Франции плохо освещала конфликт. Но, во всяком случае, больше чем в России.
 Россия напала на Чечню, а затем попыталась скрыть информацию об этом
 Да, это уж точно. Во Франции были великолепные журналисты, которые об этом немного писали, разумеется. Но в то же время, все репортеры, которые там побывали, были разочарованы тем, что им не удалось заинтересовать общественное мнение, тогда как там происходили страшные вещи.
– Военный репортер Изабель Ласер освещала разные войны десятилетиями и пришла к выводу, что эта – самая жестокая в отношении гражданского населения.
 Я не являюсь экспертом, но это то, что говорят все военные репортеры. Те, кто был в Чечне, для них это было как Сараево – эти воспоминания останутся с ними навсегда, вне всякого сомнения. Они больше нигде такого не видели.
– В вашем фильме есть сцена в Европейском парламенте. Депутаты скучают во время доклада правозащитницы. По-вашему, европейские институты ни на что не годятся? 
 Нет, не то чтобы они ни на что не годятся, но в ситуации необходимости принятия срочных мер они совершенно бесполезны. Это неприспособленные для срочных действий бюрократические машины, и это очень большая проблема. Но я не знаю, каким может быть выход. Я задаю вопросы, но у меня нет ответов. Это всем наизусть знакомые картины: Европейский парламент, люди, которые что-то слушают, не слыша, что бы им ни говорили. Это постановка, но сами парламентарии подумали, что я использовал реальную съемку.