суббота, 22 февраля 2020 г.

svoboda.org

Как Кобзон освобождал Калмановича. Записки офицера КГБ

Владимир Попов


Подполковник госбезопасности Владимир Попов служил в КГБ СССР с 1972 по 1991 год, работал в Пятом управлении, в отделах, которые курировали выезжающих за границу, творческие союзы и международное спортивное сотрудничество. В 1995 году он эмигрировал в Канаду.

В книге "Заговор негодяев" Владимир Попов рассказал о том, как советские писатели и спортсмены сотрудничали с КГБ, и назвал имена многих агентов. Отрывки из книги публикуются с декабря 2019 года на сайте "Гордон".

Одна из тем "Заговора негодяев" –​ созревший еще в 1970-е годы в недрах КГБ заговор, целью которого был захват власти в стране сотрудниками спецслужб. Ключевой фигурой этого заговора Попов называет генерала Евгения Питовранова, пользовавшегося особым доверием Юрия Андропова. В интервью Радио Свобода Владимир Попов рассказывал о своих выводах.


Владимир Попов
Владимир Попов

Мы публикуем главу из книги "Заговор негодяев", посвященную отношениям КГБ с Иосифом Кобзоном и авторитетным предпринимателем Шабтаем Калмановичем, который в 1987 году был приговорён израильским судом к 9 годам заключения за шпионаж в пользу СССР и провел 5,5 лет в израильской тюрьме. ​В 2009 году Калманович был убит в Москве. В 2019 году Следственный комитет ​объявил о раскрытии этого преступления.

В освобождении Шабтая Калмановича из израильской тюрьмы принял активнейшее участие известный эстрадный певец Иосиф Кобзон.

Иосиф Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр Донецкой области. В 1956 году он окончил Днепропетровский горный техникум. С 1956 по 1959 год служил в армии. Во время службы был приглашен в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. В 1959 году стал солистом Всесоюзного радио. С 1962 по 1989 год Кобзон был солистом Москонцерта. В 1985 году Кобзон был приглашен на пост вице-президента по гуманитарным вопросам Ассоциации "ХХI век". Ассоциация была создана братьями Амираном и Отари Квантришвили, известными криминальными авторитетами.

В 1986 году по инициативе Кобзона был создан фонд "Щит и лира" социальной защиты работников органов внутренних дел. Кобзон стал его руководителем.

В начале 1970-х годов Кобзон пополнил ряды агентов 8-го отдела 5-го Управления КГБ


Популярный эстрадный певец с ярко выраженными качествами лидера, Кобзон не случайно оказался таким успешным. Он обратил на себя внимание сотрудников 8-го отдела 5-го Управления КГБ, осуществлявших разработку еврейских националистов и зарубежных сионистских центров. В начале 1970-х годов Кобзон пополнил ряды агентов этого отдела. Довольно скоро, как ценный агент, он был принят на связь лично начальником 5-го Управления КГБ генералом Филиппом Бобковым. Оставался он в этом качестве до добровольной отставки Бобкова в январе 1991 года. Их личные отношения сохранялись до самой смерти.

Кобзон многим был обязан своему патрону Бобкову. 5-е Управление КГБ, возглавляемое Бобковым, курировало Министерство культуры СССР и Госконцерт СССР, благодаря чему уже в начале своей сценической карьеры солист Москонцерта Кобзон имел самую высокую ставку за выступления. Бобков способствовал получению Кобзоном звания заслуженного артиста РСФСР в 1973 году, звания народного артиста РСФСР – в 1980-м и народного артиста СССР – в 1987-м. Не много было советских исполнителей со столь высокими званиями.

Высокие звания давали почет и материальный достаток, но в полной мере не удовлетворяли стремления Кобзона, выросшего в бедной семье, к реальному материальному благополучию. И снова помог генерал Бобков, тем более что в Кобзоне была большая нужда. Начиная с 1980 года Кобзон девять раз побывал с концертами в Афганистане, где выступал перед советскими воинами.


Выступление Иосифа Кобзона в Кабуле, Афганистан. 1985 год
Выступление Иосифа Кобзона в Кабуле, Афганистан. 1985 год

На телеграммы о необходимости проведения таможенного досмотра следовал один и тот же ответ: "Признано нецелесообразным"

Но выступления перед военнослужащими не были главным заданием Кобзона в Афганистане. Во время поездок Кобзона в представительство КГБ в Кабуле стали поступать оперативные данные о контрабанде крупных партий афганских наркотиков, спрятанных в реквизите музыкального коллектива Кобзона. Представитель 5-го Управления КГБ в Кабуле майор Александр Евдокимов, получавший информацию о контрабанде, сообщал об этом в Центральный аппарат КГБ с рекомендацией провести тщательный таможенный досмотр багажа, с которым в очередной раз возвращался в Москву музыкальный коллектив во главе с Кобзоном. Но полеты в Кабул совершали самолеты советской военно-транспортной авиации с собственного базового аэродрома Чкаловский, расположенного в ближнем Подмосковье. Аэродром этот был военным и не имел таможенных постов. На неоднократно направляемые Евдокимовым в 5-е Управление КГБ телеграммы о необходимости проведения таможенного досмотра следовал один и тот же ответ: "Признано нецелесообразным". К началу 1980-х годов Иосиф Кобзон стал одним из первых советских нелегальных миллионеров.


Генерал Филипп Бобков
Генерал Филипп Бобков

Вернувшись через пару лет из командировки в Афганистан, майор Евдокимов с удивлением обнаружил, что места в 5-м Управлении КГБ, где он считался признанным асом оперативного розыска, за что был награжден высшей ведомственной наградой "Почетный сотрудник госбезопасности", ему нет. Состоявшаяся по его инициативе личная беседа с Бобковым подтвердила его опасения, и Евдокимов принял решение перейти в созданное в системе КГБ СССР Управление по оперативному обеспечению МВД СССР и милицейских органов на местах (Управление 3В). Здесь судьба свела Евдокимова с Геннадием Аршиновым, до нового назначения служившим в 3-м Главном управлении КГБ (военная контрразведка) и являвшимся куратором афганской линии. Именно к нему поступала информация из Особых отделов советского контингента войск в Афганистане, передававшаяся затем руководству 3-го Главного управления. Именно от Аршинова узнал впоследствии Евдокимов, что против таможенного досмотра Кобзона и его коллектива при возвращении из Афганистана возражал лично Бобков.

Легенда о дружбе с Калмановичем была прикрытием для деятельности агента 5-го Управления КГБ Кобзона

Когда советский агент Калманович оказался в израильской тюрьме, Бобков поручил Кобзону осуществление операции по вызволению Калмановича. С присущей Кобзону энергией и хваткой он взялся за порученное дело и с честью его выполнил. Для прикрытия действий Кобзона по вызволению Калмановича была использована версия о старой (неведомо откуда возникшей) дружбе Калмановича и Кобзона. "Мы подружились семьями задолго до моего ареста. Между нами не было никакой корысти, не было совместного бизнеса. Поэтому и возникла настоящая дружба", – рассказывал Калманович в одном из интервью, но не уточнял, когда именно они успели подружиться семьями, да и какими именно семьями. Кобзон был женат трижды; столько же раз был женат Калманович. Легенда о дружбе была прикрытием для деятельности агента 5-го Управления КГБ Кобзона. Калманович вспоминал:

"Что бы ни говорили про Кобзона, как друг он невероятно предан. За собственные деньги летал в Израиль, навещал меня. Иосиф был тогда депутатом Верховного Совета, и его не досматривали в тюрьме. Контрабандой он приносил мою любимую рыбу в томатном соусе, кильку, бычков и конфеты "Белочка"... Я никогда не забуду, как много он для меня сделал. Поднял на ноги всех. Люди, которых я никогда в жизни не встречал, по просьбе Кобзона хлопотали о моем досрочном освобождении... Кобзон привозил официальные письма от [Михаила] Горбачева, [Геннадия] Янаева, [Бориса] Пуго, [Александра] Руцкого с просьбой о досрочном освобождении. Причем в Израиле по аналогичным статьям отбывали срок еще несколько человек, но за них Горбачев, скажем, не просил. А письма эти Кобзон организовывал в одиночку, обивая пороги кремлевских кабинетов".

Очень трогательно. Особенно про бычков в томате и конфеты "Белочка". Калманович родом был из Прибалтики. Ему ностальгичнее было есть рижские шпроты.

Давление, которому подверглись израильские власти, было беспрецедентным. Посол России в Израиле Александр Бовин описывает эту поразившую его историю достаточно красочно:

"Только отпустите из тюрьмы Калмановича". Фамилию Глазунов прочитал по бумажке, подсунутой заранее Кобзоном

"Никаких указаний из Москвы насчет Калмановича у меня не было. Был на эту тему примерно месяц назад разговор с Кобзоном (когда он приходил ко мне с Глазуновым). Но я как-то пропустил его (разговор) мимо ушей. Зря пропустил… Кобзон приехал в Израиль на круизном теплоходе вместе с художником Ильей Глазуновым. Его принимал премьер-министр Шамир… Помощник премьера спросил: "Возможно ли сделать портрет Шамира?" – "Пожалуйста", – ответил Илья Сергеевич. "Сколько это будет стоить?" – "Ничего, – ответил художник. – Только отпустите из тюрьмы Калмановича". Фамилию он прочитал по бумажке, подсунутой заранее Кобзоном...


Шабтай Калманович
Шабтай Калманович

29 апреля [1992 года]. Чудный день. Сижу на террасе гостиницы "Кинг Давид" (в ней, естественно, остановился Руцкой), пью кофе, жду развития событий. И они начинают развиваться. Из окна мне машет Кобзон, потом спускается. Выражает удивление, что посол России ничего не делает для вызволения из тюрьмы прекрасного человека Шабтая Калмановича... По просьбе Кобзона к израильскому руководству обращались: министр внутренних дел СССР Б. Пуго, вице-президент СССР Г. Янаев, народный депутат СССР Е. Примаков, премьер-министр Украины В. Фокин, министр культуры СССР Н. Губенко, вице-президент РСФСР А. Руцкой. Руцкой обратился к премьеру Израиля И. Шамиру и в качестве вице-президента Российской Федерации. Привожу последнее послание полностью:

"Уважаемый господин Премьер-министр!

В августе 1991 года мною было направлено письмо в Ваш адрес, в котором я просил Вас проявить чувство гуманности и освободить по состоянию здоровья бывшего гражданина СССР Шабтая Калмановича, отбывающего наказание в Израиле. Пошел пятый год его заключения. Состояние здоровья резко ухудшилось.

На встрече со мною в сентябре 1991 года г-н Арье Левин заверил меня, что Ш. Калманович будет освобожден на второй день после установления дипломатических отношений между нашими странами. С тех пор прошло достаточно времени, однако позитивного решения данного вопроса не последовало.

В этой связи я вынужден вновь обратиться к Вам с просьбой сделать все от Вас зависящее для досрочного освобождения Ш. Калмановича по состоянию здоровья.

С надеждой на понимание и на скорую встречу с Вами на древней земле Израиля.

Вице-президент РФ А. Руцкой. Москва. Кремль. 12 марта 1992 года".

Не уверен, что был (или есть) еще "бывший гражданин СССР", о судьбе которого так заботились официальные лица. Молодец Кобзон! ...[Я] сказал Кобзону, что меня стесняет посольский мундир, но попробую помочь. Мне не хотелось выходить на официальные каналы. Поэтому 13 мая с надежной оказией [я] направил приватное письмо директору СВР:

"Дорогой Женя! – писал я. – Тут на меня наседает "общественность" (и наша, например, И. Кобзон, и не наша) по поводу Калмановича. Почему я не настаиваю на его помиловании? Ответить легко – нет указаний настаивать. Но совестно так отвечать. Тем более, что человек отсидел уже полсрока и серьезно болен. В общем, я совсем было собрался идти к Шамиру, да червь чиновничьей субординации, взращенный в "застойный" и предшествующие ему периоды, не дает покоя. Как бы чего не вышло… Какой совет мог бы ты дать мне в такой ситуации? Заранее признателен. Твой Саша".


Иосиф Кобзон (слева), 1988 год
Иосиф Кобзон (слева), 1988 год

"Женя" – это директор Службы Внешней разведки Евгений Примаков. Бовин продолжает:

Кобзон предложил Бовину отметить освобождение "на троих"


"Не знаю, может быть, "оказия" не сработала, но совет до меня не дошел. Решил действовать самостоятельно. 22 марта посетил Шамира и обратился к нему со следующим экспромтом: "…Я очень благодарен Вам, господин премьер-министр, за то, что Вы успешно способствуете устранению "колючек и ловушек" из области российско-израильских отношений. Тем не менее, некоторые колючки еще остаются. Одна из них – это, несомненно, вопрос о Калмановиче. Понимаю, что при упоминании этого имени у Вас, как говорят в Одессе, молоко в грудях киснет (тут скис переводчик). Но вопрос надо решать. Не буду повторять аргументы в пользу его досрочного освобождения. Они много раз приводились, ничего нового я бы не добавил. Я просто прошу Вас еще раз подумать над этим вопросом. Разрешите оставить Вам письмо по этому поводу".

Через несколько дней Бовин затронул тему Калмановича в беседе со спикером кнессета Довом Шилански. Тот обещал переговорить с премьером. 9 июня было получено письмо от генерального директора канцелярии премьер-министра Йозефа Бен-Аарона, где сообщалось, что дело Калмановича "изучается".


Директор Центральной службы разведки Евгений Примаков, 1991 год
Директор Центральной службы разведки Евгений Примаков, 1991 год

В июле 1992 года премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, и в начале сентября Бовин направил письмо Рабину: "...Я не могу и не хочу обсуждать юридическую сторону вопроса... Время, когда в отношениях между нашими странами господствовали недоверие и подозрительность, уходит в прошлое. И пусть вместе с ним уйдет в прошлое и дело Калмановича – порождение этого времени. Досрочное освобождение этого человека могло бы стать еще одним свидетельством того, что путь назад закрыт, что Россия и Израиль смотрят в будущее".

1 ноября Бовин снова поднял вопрос о Калмановиче в разговоре с Рабиным. Информируя МИД об этом разговоре, он сообщал что "процедура займет еще полтора-два месяца". В декабре посол Израиля А. Левин передал Руцкому, что израильтяне решили освободить Калмановича "при условии его незамедлительного выезда из страны". 10 марта 1993 года президент Израиля подписал указ о досрочном освобождении Калмановича. 13 марта в Израиль прилетел Кобзон, предложил Бовину отметить освобождение "на троих". "Но мне представлялось неудобным встречаться в данной ситуации с Калмановичем. Поэтому на следующий день мы с Кобзоном отмечали "на двоих", – вспоминал Бовин.

Отмечать было что: Калманович имел доступ к международным счетам группы Питовранова, которыми оперировал до момента ареста. Через Кобзона он поставил Лубянке условие: освобождение в обмен на информацию о счетах.

Поставленное спецслужбами перед ним задание агент Кобзон выполнил. На этом его обязательства в отношении Калмановича кончались

По возвращении Калмановича в Москву Кобзон и Калманович организовали несколько акционерных обществ с названием "Лиат-Натали" – по именам своих дочерей. "Кобзон открыл мне все двери. Я ему очень за это благодарен", – говорил Калманович. На самом деле "все двери" открывал не Кобзон, а кураторы Калмановича из КГБ – Питовранов, Бобков и Иванов. Возможности у них для этого были значительные, несмотря на развал СССР. Но с самим Калмановичем Кобзон "раздружился". По словам Калмановича, "наши пути в бизнесе разошлись. Иногда мы встречаемся и вежливо здороваемся".

"Бизнес" тут был ни при чем. Поставленное спецслужбами перед ним задание агент Кобзон выполнил. На этом его обязательства в отношении Калмановича кончались. "Лиат-Натали", скорее всего, были платой Калмановича Кобзону на посредничество в деле освобождения из израильской тюрьмы. Никаких иных обязательств в отношении Кобзона у Калмановича не было. Это была одна из многочисленных операций советско-российских спецслужб. Только и всего. Основанием для дружбы она не являлась.


среда, 19 февраля 2020 г.

Количество опричнины в Импери Зла,-наглядно показывет сучью боязнь Путина и его Кремлевской ОПГ,-народных возмущений.

proekt.media

Триумф боли


+ Как мы считали

«Силовархия» — так, соединив слова «силовики» и «олигархия», американский политолог Дэниел Трейсман в 2006 году предлагал называть новый экономический и политический порядок, возникший с приходом к власти Владимира Путина. По его определению это государство, где политику и бизнес контролируют ветераны спецслужб и бывшие военные.

Спустя полтора десятка лет понятие «силовики» уже не ассоциируется исключительно с путинской элитой. Силовые разгоны акций в столицах летом 2019 года, всплеск уголовного преследования по террористическим и экстремистским статьям, резонансные обыски у известных бизнесменов, сообщения о пытках каждый десятый опрошенный сталкивался с пытками со стороны силовиков, говорит исследование, проведенное «Левада-центром» в 2019 году × — все это продемонстрировало усиление влияния рядовых силовиков и придало понятию «силовархия» новый смысл.


Разгон силовиками акции в поддержку оппозиционных кандидатов в депутаты Московского городской думы, 2019 год. Фото: Илья Варламов
Разгон акции в поддержку оппозиционных кандидатов в депутаты Московского городской думы, 2019 год. Фото: Илья Варламов

«Проект» изучил данные о численности и зарплатах силовиков за семь лет с момента первых массовых уличных протестов, потрясших Москву после выборов 2011 года , данные доступны по 2018 год ×. Главный вывод — в стране растет число силовиков, выполняющих репрессивные функции, а зарабатывают они намного больше, чем обычные граждане.

По подсчетам «Проекта», в России живет около 2,6 млн людей, занятых в силовых ведомствах , по данным на 2018 год ×. Это значит, что приблизительно каждый 57-й россиянин работает силовиком в государственных структурах. Если к этому добавить сотрудников охраны госкомпаний, частных охранных предприятий (ЧОПов) и корпоративных служб безопасности, доля будет еще выше.


Инфографика: сколько всего силовиков, 2018. В России 2,6 млн сотрудников силовых ведомств

Источник: Росстат, zakupki.gov.ru, оценки экспертов

Самым многочисленным силовым ведомством в России остается армия. Согласно данным о страховках, в 2018 году в Министерстве обороны было 793,5 тысячи действующих военнослужащих. Это не самая крупная военная сила в абсолютном выражении: среди стран мира по величине действующих армий Россия только на пятом месте. Ее опережают Китай, Индия, США и КНДР , по данным сборника The Military Balance 2018 ×. Однако при пересчете на численность населения, в этой пятерке крупнейших военных держав Россия (62 военнослужащих на 10 тыс. населения) оказывается на втором месте после Северной Кореи (501 военнослужащий на 10 тыс. населения).

Несмотря на это, численность внутренних войск, которые защищают государство от самих россиян, а не от внешних врагов, все равно выше. Если сложить численность служащих Министерства внутренних дел и созданной на его основе Росгвардии, получится, что число их сотрудников превышает размеры российской действующей армии на 30%.

Надзирающих за заключенными в России почти в два раза больше, чем тех, кто спасает жителей страны от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Если в МЧС служит 118 тыс. человек, то во ФСИН работают 211 тыс. человек. Похожее число сотрудников — на уровне 200 тыс. человек — у Федеральной службы безопасности.

Число сотрудников Федеральной службы охраны, которые следят за безопасностью высокопоставленных чиновников, сопоставимо в России с числом тех, кто сторожит в судах подозреваемых в совершении преступлений и исполняет остальные судебные поручения. Численность ФСО, по оценкам экспертов, составляет около 50 тыс. человек, Точные данные о численности ФСО засекречены, свою оценку предоставил «Проекту» эксперт по внешней и оборонной политике Павел Лузин — в ней он говорит о предельной численности, которая может отличаться от фактической. Численность ФСО в 50 тыс. сотрудников оценивал в 2016 году и бывший руководитель Службы безопасности президента РФ Александр Коржаков ×, а Федеральной службы судебных приставов — 55 тыс. человек. Соизмеримое с этим число сотрудников и у Федеральной таможенной службы — около 49 тыс. человек. Это больше, чем тех, кто охраняет закон: в Генеральной прокуратуре работает 33 тыс. человек. Еще меньше в стране тех, кто занимается расследованием преступлений: в Следственном комитете трудится 19 тыс. человек.

Данные по некоторым силовым ведомствам не разглашаются публично, и это касается не только засекреченных ведомств вроде ФСО и ФСБ. Власти уже два года не отчитывались о числе служащих в Росгвардии , в публичных выступлениях представителей Росгвардии число служащих не называлось с 2017 года, а численность, указанная в данных Росстата, явно отличается от действительной. В ответ на запрос «Проекта» ведомство отказалось раскрывать данные о своем штате ×. В первый год существования новой структуры ее численность составляла 340 тыс. человек , по состоянию на ноябрь 2016 года × — об этом отчитывался директор Росгвардии Виктор Золотов. Ситуация не изменилась и к марту 2017 года: тогда Росгвардия насчитала у себя те же 340 тыс. сотрудников. В ноябре 2017 года Золотов обещал, что до 2021 года численность войск Росгвардии увеличится на треть. Однако по мнению экспертов, численность служащих ведомства пока осталась на уровне 300-400 тыс. человек . Численность Росгрвадии в 400 тыс. человек оценивает эксперт по внешней и оборонной политике Павел Лузин, Директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев подтверждает «Проекту» оценку численности Росгвардии на уровне 300 тыс. человек ×.

Численность Федеральной службы безопасности, информация о которой засекречена, эксперты оценивают примерно в 200 тыс. человек . Свою оценку предоставил «Проекту» эксперт по внешней и оборонной политике Павел Лузин — в ней он говорит о предельной численности, которая может отличаться от фактической — такие же цифры приводит в своей статье политолог Николай Петров, а также Центр экономических и политических реформ в своем исследовании ×. Еще одно засекреченное ведомство — Служба внешней разведки. По оценке эксперта, разведчиков немного: в пределах 12-14 тыс. человек . Свою оценку численности СВР предоставил «Проекту» эксперт по внешней и оборонной политике Павел Лузин — в ней он говорит о предельной численности, которая может отличаться от фактической ×.

Полный перечень тех, кого охраняет ФСО, не разглашается. По закону, «О государственной охране» ×, государственная охрана полагается президенту и членам его семьи, председателям Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Следственного комитета, Конституционного и Верховного судов, генеральному прокурору. Она также может быть предоставлена членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим и иным лицам — за такой формулировкой может скрываться кто угодно. Если предположить, что ФСО охраняет всех перечисленных в законе госслужащих  — президента, премьер-министра, генерального прокурора, членов Совфеда — 167, депутатов Госдумы — 447 ×, а также всех вице-премьеров и министров 30 × и всех глав субъектов федерации 85 ×, то на одного чиновника придется не меньше 68 охранников. Однако необходимо учитывать, что сотрудники ФСО охраняют не только чиновников, но и здания, и дороги, которыми они пользуются.

Силовиков становится все больше: по подсчетам «Проекта», только с 2014 года за более ранние годы статистика доступна не по всем ведомствам × их общее количество выросло на 10% , с 2,3 млн до 2,6 млн ×.

В последние годы — с тех пор, как стартовал третий срок президентства Путина, — больше всего , из тех силовых ведомств, статистика по которым доступна в динамике, × выросло число прокуроров и следователей: на 25% и 23%.Частично это может быть связано с тем, что с 2017 года военные прокуроры и следователи были выведены из подчинения Минобороны и попали в Генпрокуратуру и Следственный комитет. Однако крупнейшие скачки в численности прокуроров и следователей произошли не в 2017 году: число сотрудников Следственного комитета увеличилось на 12,5% в 2013 году и продолжило расти в последующие годы, а Генеральная прокуратура увеличила штат на 25,5% в 2014 году. Несмотря на увеличение штата прокуроров и следователей, показатели их деятельности не улучшились: уровень раскрываемости преступлений в 2018 году отличается от уровня 2012 года всего на 1% в лучшую сторону , если в 2012 году было раскрыто 54% преступлений, зарегистрированных за год, то в 2018 году — 55% ×.

Прирост с 2012 по 2018 годы


Источник: Росстат, zakupki.gov.ru

Кроме них по сравнению с 2012 годом разрослось только Министерство обороны — на 19%. Численность действующей армии увеличивалась каждый год, но в 2018 году сильно сократилась: почти на 22% по сравнению с предыдущим годом.

Численность остальных силовых ведомств сократилась по сравнению с 2012 годом , из тех силовых ведомств, статистика по которым доступна в динамике ×. Больше всего пострадали спасатели: в МЧС стало служить на 32% меньше персонала. Это единственная силовая структура в России, которая претерпела масштабные сокращения: в 2014-2018 годах в ведомстве происходила оптимизация персонала, которая привела к дефициту кадров , выяснилось в ходе внутреннего аудита МЧС в 2018 году ×. Ни одно другое силовое ведомство не потеряло такую же долю рабочей силы за это время. Для сравнения: на 18% сократилась численность персонала Федеральной таможенной службы. На 14% меньше по сравнению с 2015 годом , более ранние данные недоступны, × стало сотрудников МВД, чему в некоторой мере способствовал перевод части сотрудников в новую структуру — Росгвардию , именно в 2017 году было заметно самое большое падение — на 8% ×. Число сотрудников уголовно-исполнительной системы и судебных приставов почти не изменилось: уменьшение составило всего 6% и 3%.

Расходы бюджета на те или иные цели классифицируются разными способами: по целевым статьям (например, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с разделом «Система исполнения наказаний») и ведомственным расходам (например, «Федеральная служба исполнения наказаний»). Частично внутренние подразделы совпадают, а частично нет: в бюджете ФСИН прописаны траты и по другим целевым статьям, например, когда ведомство тратит деньги на проведение образовательной работы с заключенными, это проходит по статье «Образование». Таким образом, оценивать расходы на ту или иную сферу деятельности можно как по целевым статьям, так и по расходам на ведомство.

Доля статей «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в федеральном бюджете


Инфографика: как менялись расходы на силовиков. Доля статей «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в федеральном бюджете

Источник: Федеральное казначейство

Почти треть всего федерального бюджета , именно федеральный бюджет обеспечивает подавляющую часть всех государственных трат на силовые статьи × ежегодно уходит на силовиков. Расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» к 2018 году достигли 29% от федеральных трат , более свежие данные по исполнению бюджета еще не опубликованы, однако по проекту бюджетов, расходы на эти две статьи должны были составить 28% от общего бюджета ×, хотя в 2012 году составляли 21%. Самый резкий скачок произошел в 2014 году, а максимальной доли в 35% в общем бюджете за этот период расходы на силовиков достигали в 2016 году.

Хотя численность «внутренних сил» больше, основная часть расходов на силовиков уходит на защиту страны от внешних врагов: именно вооруженные силы страны обходятся государству дороже всего — в 2,1 трлн рублей , по данным на 2018 год ×. За последние шесть лет расходы на них увеличились в три раза, и если раньше их доля составляла 7% от всего бюджета, то к 2018 году стала составлять 13%.

Открытая часть без засекреченных статей, в рублях, 2018 год


Министерство обороны
1,71 трлн
Министерство внутренних дел (МВД)
961,7 млрд
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)
305,8 млрд
Росгвардия
231,5 млрд
МЧС
175,5 млрд
Генпрокуратура
79,1 млрд
Федеральная таможенная служба
72,2 млрд
Федеральная служба безопасности (ФСБ)
65,8 млрд
Федеральная служба судебных приставов (ФССП)
51,9 млрд
Следственный комитет
42 млрд
Фельдъегерская служба
3,7 млрд
Федеральная служба охраны (ФСО)
610 млн
Служба внешней разведки (СВР)
10 млн

Источник: Федеральное казначейство

В два раза меньше федеральный бюджет тратит на внутренние войска — органы внутренних дел и войска национальной гвардии — на них в 2018 году ушло 900 млрд рублей. Это же доказывают и данные открытой части расходов бюджета, доступные в разрезе конкретных ведомств: так, самой дорогостоящей структурой в России остается Минобороны, расходы которого в 2018 году составили 1,7 трлн рублей, суммарные расходы на МВД и Росгвардию — 1,2 трлн.

За внутренними войсками следуют органы безопасности вместе с пограничниками: в 2018 году на них было потрачено 451 млрд рублей  — открытая часть бюджета ФСБ составила почти 66 млрд рублей ×.

Следующий приоритет государства — обеспечить систему исполнения наказаний: по этой статье  — «Система исполнения наказаний» — × расходы , траты в разрезе целевых статей × прописаны в сумме 227 млрд рублей, при том, что все расходы одной только Федеральной службы исполнения наказаний , траты в разрезе ведомственных расходов, × составили 305 млрд рублей: разница между этими числами образуется из-за того, что расходы на соответствующую статью бюджета не всегда совпадают с суммами, выделенными государством на работу ведомства. На защиту населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров выделяется меньше — 182 млрд рублей, а открытый бюджет МЧС — 175,5 млрд рублей.

Дешевле всего среди силовиков обходятся государству органы прокуратуры и следствия: на эту статью было потрачено 105,5 млрд рублей, в то время как бюджет Генеральной прокуратуры составил 79 млрд рублей, а Следственного комитета — почти 42 млрд рублей.

Рост числа прокуроров и следователей привел и к увеличению расходов на Генеральную прокуратуру и Следственный комитет: на 68% и 65% по сравнению с 2012 годом.

Однако больше всего среди силовиков выросли расходы на ФСБ. Если в 2012-2013 годах доля расходов на статью «органы безопасности» не составляла даже 0,1 процента от общих трат на силовиков в федеральном бюджете, то к 2018 году этот показатель вырос до 7%. Ситуация резко стала меняться с 2014 года. Тогда же вдруг выросли расходы на органы пограничной службы, которые также входят в структуру ФСБ.

Частично это может быть связано с тем, что с 2014 года Минфин перераспределил военные пенсии по бюджетам профильных ведомств. Прирост открытой части бюджета ФСБ обеспечило как раз повышение расходов на пенсионное обеспечение силовиков: именно эта строка занимает до 95% суммы открытого бюджета, а с 2012 года расходы по ней выросли почти в два раза. Это косвенно может свидетельствовать об увеличении персонала ведомства с засекреченной численностью сотрудников , силовики выходят на пенсию рано — примерно в 37-40 лет ×. Всего же открытая часть бюджета ФСБ выросла по сравнению с 2012 годом на 70%, но дело не только в изменениях в бюджете 2014 года. ФСБ — единственное силовое ведомство, расходы на которое за шестилетний период стабильно повышались каждый год.

Доли от общих расходов на силовиков (статьи «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»)


Инфографика: как делился бюджет между силовыми ведомствами с 2012 года (статьи Национальная оборона и Национальная безопасность и правоохранительная деятельность)

Источник: Расчеты «Проекта» по данным Федерального казначейства

За это же время на 54% выросли не засекреченные траты на еще одно закрытое ведомство — Службу внешней разведки. Рост произошел за счет повышения расходов на денежные выплаты ветеранам.

С начала третьего срока Путина разбогатело большинство силовых ведомств — хоть и не с такой скоростью как ФСБ и СВР. На 20-30% выросли расходы ФСИН и приставов, Министерства обороны, а также Государственной фельдъегерской службы.

Потеряли в деньгах по сравнению с 2012 годом только ФСО (сокращение — 14%), МВД (сокращение — 12%) и МЧС (сокращение на 2%). Снижение расходов на МВД — самое масштабное случилось в 2017 году — связано с перераспределением средств в появившуюся на его основе Росгвардию. В 2018 году все силовые ведомства нарастили бюджет по сравнению с предыдущим годом за исключением ФСО, однако об этом свидетельствует только открытая часть бюджета, какая доля трат ведомства проходит по закрытым статьям — неизвестно.

Служить на благо силового государства выгодно: во всех анализируемых нами ведомствах , для которых известна средняя зарплата × средняя зарплата превышает средний уровень зарплаты по стране. Особенно прибыльно быть силовиком в федеральных аппаратах ведомств: там можно заработать в два-три раза больше, чем получают среднестатистические россияне.

Самый большой разрыв от средней зарплаты по стране — у сотрудников МЧС: их средняя зарплата на федеральном уровне составляет 157 тыс. рублей, что в 3,6 раз больше, чем у среднестатистического жителя России. Вторые по величине разрыва — сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний с зарплатой в 149 тыс. рублей, что в 3,4 раза выше, чем у среднего россиянина. В три раза больше, чем житель страны в среднем, получают прокуроры, полицейские, росгвардейцы и таможенники, в 2,4-2,7 раз — армия, приставы и фельдъегери.

Средняя зарплата регионального служащего в любом силовом ведомстве тоже превышает средний уровень по стране, однако выгоднее всего в регионах отличается оклад следователей (в 2,2 раза при зарплате в 94,5 тыс. рублей) и прокуроров (в 1,8 раз при зарплате в 79 тыс. рублей) , следует из данных по среднемесячной начисленной заработной плате работников этих ведомств и всех россиян ×.

Зарплаты силовиков высоки, но, в основном, у начальников, это не касается рядовых сотрудников, отмечают представители силовиков. «Денежное довольствие среднего сотрудника МВД на федеральном уровне — около 70 тыс. рублей, а на региональном — около 40 тыс. рублей», — приводит свои цифры председатель Московского профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. По его мнению, завышенные цифры у Росстата получаются из-за того, что «зарплаты руководителей вместе с премиями могут составлять миллионы» — как в МВД, так и в Росгвардии. Слова Пашкина подтверждают и данные: среди высших чинов МВД «Проект» нашел 13 человек, чей месячный доход превышает миллион рублей, среди начальников Росгвардии таких не оказалось , если брать в расчет тех, чей годовой доход превысил 12 млн рублей, по данным из деклараций за 2018 год ×.

«Подумайте, как в Москве можно прожить на 40 тысяч!» — отзывается Пашкин о реальном положении дел рядовых сотрудников. Он добавляет, что есть проблемы и с социальными выплатами: «К примеру, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в 2018 году предоставили 1168 сотрудникам, а нуждающихся — 34784 человека. Получается, что ждать жилья нужно более 30 лет!».

За шесть лет третьего срока Путина зарплаты всех федеральных силовиков выросли в полтора-два раза. Больше всего по сравнению с 2012 годом увеличилась зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы: во ФСИН стали зарабатывать в 2,2 раза больше, работники Генеральной прокуратуры и Следственного комитета — в 2,1 раза больше, такими же темпами вырос оклад таможенников.

С 2012 по 2018 годы, в тысячах рублей


Инфографика: как росла зарплата силовиков разных силовых ведомств на федеральном уровне

Источник: Федеральное казначейство

Среди региональных силовиков больше всего повезло служащим МВД: их средний оклад вырос в 2,3 раза. Во всех регионах за последние пять лет , данные о зарплатах по регионам доступны с 2013 года × выросла зарплата у сотрудников МВД, Следственного комитета, прокуратуры и Федеральной службы судебных приставов. При этом рост денежного довольствия силовиков несопоставим с уровнем повышения средней зарплаты по региону в целом. В России за это время в зависимости от региона зарплата у жителей в целом выросла на 20-40%, а у сотрудников МВД — от 40 до 363%, у судебных приставов — от 18 до 106%. Зарплата прокуроров и следователей выросла сильнее, чем у среднестатистических жителей не во всех регионах, но в некоторых прирост зарплаты составил до 53-55%. Рост зарплат следователей не остановится и в ближайшие годы: к 2022 году они могут вырасти еще на 20% в результате секретного указа президента , сообщал «Дождь» ×.

С 2012 по 2018 годы, в тысячах рублей


Инфографика: как росла зарплата силовиков разных силовых ведомств на региональном уровне

Источник: Федеральное казначейство

Практически в любом месте страны силовики зарабатывают выше среднего по региону: почти везде зарплата полицейских, росгвардейцев, следователей, прокуроров, спасателей, таможенников и фельдъегерей выше, чем у среднестатистического жителя региона. Меньше остальных везет судебным приставам — их зарплата выше средней лишь в 50 регионах из 85.

Выгоднее всего с финансовой точки зрения работать силовиком в кавказских регионах. Почти во всех силовых органах именно в Северо-Кавказском федеральном округе сотрудники МВД зарабатывают больше, чем средние жители региона. В Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках, Чечне, Ингушетии, Дагестане и Северной Осетии — в два раза. Сотрудники Росгвардии в тех же самых регионах зарабатывают больше, чем средние жители, в три раза. «На Кавказе часто вводят контртеррористический режим, там убивают, калечат сотрудников, там же сотрудники работают практически без выходных, поэтому им начисляются доплаты», — объясняет специфику работы в регионе глава профсоюза полиции Пашкин.

Однако такой разрыв характерен не только для тех, кто участвует в силовых операциях. В этих же регионах выгодно живется следователям: они зарабатывают в четыре раза больше, чем среднестатистические местные жители. В 3,5-4 раза от средней отличаются здесь и зарплаты прокуроров.




red

Источник: Росстат

Обратная картина в столичных регионах. В Москве на большей части силовых должностей, где зарплата известна, она ниже средней по региону. Так, средняя зарплата служащего Росгвардии в столице на 26% меньше, чем у среднего жителя региона, сотрудника МВД — на 21%, прокурора — на 24%, следователя — на 11%, сотрудника МЧС — на 14%, пристава — на 58%, фельдъегеря — на 36%, таможенника — на 34%. Чуть лучше для силовиков ситуация в Санкт-Петербурге: там зарплата сотрудников МВД и Росгвардии на уровне средней по региону. Зарплата приставов, фельдъегерей и таможенников в Санкт-Петербурге не дотягивает до средней по региону: приставы, например, зарабатывают почти в два раза меньше.

Однако скоро положение столичных силовиков может улучшиться. В январе новый премьер-министр Михаил Мишустин установил сотрудникам МВД и Росгвардии надбавку к окладу «за сложность выполняемых задач» в размере до 100% месячного оклада. Надбавка касается только сотрудников, которые проходят военную службу в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В правительстве отметили, что надбавки будут «способствовать повышению уровня социальной защищенности» силовиков, «участвующих в обеспечении общественного порядка».

Повышение, возможно, связано с недостатком кадров в низовом звене полиции, как и введение надбавки силовикам из столичных регионов, работающих на массовых мероприятиях, считает Пашкин: «В России, в целом, уровень укомплектованности личным составом — 92%, а в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, некомплект намного больше: в регионах найти работу труднее, и там некомплект небольшой».

Действительно, в десятку регионов по числу сотрудников МВД в пересчете на население входят малочисленные отдаленные регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока  — Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатский край, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Еврейская автономная область ×, три региона Северо-Кавказского федерального округа — Северная Осетия, Чечня и Ингушетия, а также Калмыкия. В списке самых необеспеченных полицией регионов, где на 100 тысяч человек приходится меньше всего сотрудников МВД, на первом месте оказалась Республика Башкортостан , фактически, по данным Росстата, на первом месте оказывается Ленинградская область, но мы исключили ее из анализа, так как данные, очевидно, недостоверны (всего 141 сотрудник МВД на всю Ленинградскую область), что может быть связано с тем, что работающая в регионе полиция подчинена ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и учитывается в отчетности Санкт-Петербурга (где по Росстату, 26 тыс. сотрудников МВД) ×.

Число сотрудников ведомства на 100 тыс. населения региона. Без учета Москвы и Московской области

МВД


Чукотский АО
1325
Магаданская обл.
1267
Респ. Сев. Осетия - Алания
913
Камчатский край
849
Ненецкий АО
809
Чеченская Респ.
764
Сахалинская обл.
753
Респ. Ингушетия
718
Респ. Калмыкия
711
Еврейская АО
697

Прокуратура


Чукотский АО
156
Магаданская обл.
139
Ненецкий АО
98
Камчатский край
83
Еврейская АО
78
Сахалинская обл.
69
Респ. Алтай
66
Респ. Тыва
66
Хабаровский край
63
Респ. Калмыкия
60

Следственный комитет


Чукотский АО
107
Магаданская обл.
45
Респ. Тыва
33
Еврейская АО
33
Камчатский край
33
Сахалинская обл.
32
Респ. Алтай
28
Амурская обл.
24
Респ. Ингушетия
24
Респ. Калмыкия
24

Источник: Росстат

Наибольшая концентрация прокуроров — в тех же малонаселенных регионах , население менее 500 тыс. человек ×, однако в первую десятку попадает и Хабаровский край , население которого превышает 1 млн человек ×. Меньше всего прокуроров приходится на жителей Чечни и Дагестана , не считая Москвы и Московской области, которые оказываются внизу рейтинга по количеству служащих территориальных органов в пересчете на население, но необходимо учитывать, что в них работают и служащие федеральных органов ×. Следователями также обеспечены больше всего малонаселенные регионы, но в первую десятку попадает и Амурская область, с населением 800 тыс. человек. Меньше всего следователей на жителя приходится в Белгородской области и Краснодарском крае , не считая Москвы и Московской области, которые оказываются внизу рейтинга по количеству служащих территориальных органов в пересчете на население, но необходимо учитывать, что в них работают и служащие федеральных органов ×.

Пока силовые структуры в России разрастаются и богатеют, меняется и отношение общества к ним — и не всегда в лучшую сторону. Опросы общественного мнения показывают, что больше всего россияне доверяют среди силовиков армии и спецслужбам. 63% опрошенных «Левада-центром» в 2019 году считают, что доверия заслуживает армия, а еще 48% — ФСБ и другие спецслужбы. Для сравнения — армии доверяют больше людей, чем президенту, доверие которому выразили 60% опрошенных, а спецслужбам больше, чем церкви (40%).

Так было не всегда: еще десять лет назад большинство считало, что ни армия, ни спецслужбы не заслуживают доверия (так ответили 49% и 46% опрошенных соответственно). Что касается других силовиков, большинство россиян не доверяли полиции и прокуратуре как десять лет назад, так и сейчас, хотя уровень доверия им и повысился. Если в 2009 году 72% не доверяли полиции и 58% прокуратуре, то сейчас против них высказались 62% и 55% опрошенных.

События последнего года, среди которых дело журналиста Ивана Голунова, снизили доверие среднего класса к силовикам: даже решение по делу, которое воспринимается как справедливое, оставило у части россиян, в основном, образованных жителей столицы, чувство незащищенности и заставило воспринимать правоохранительные органы как угрозу следует из исследования центра «Платформа» — авторы исследования подчеркнули, что опрашивали узкую часть населения ×.



«Спецназ» можно заказать даже на детский день рождения. Источник: СпецНаз Шоу

Силовики стали настолько обыденной частью российской жизни, что их образ используется уже и в повседневной культуре. Так, в последние годы появляются коммерческие компании, которые предлагают розыгрыши с участием «силовиков» — актеров в костюмах Росгвардии, МВД или ФСБ , рассказывала BBC ×. Часто эту роль исполняют бывшие сотрудники правоохранительных органов. За умеренную плату можно попросить костюмированных «полицейских» подкинуть девушке наркотики — а потом сделать ей предложение с кольцом, спрятанным в этих же «наркотиках», или же отправить группу провести «обыск в сауне со стриптизершей в роли следователя», сымитировать обыск в офисе и даже заказать «спецназ» на детский день рождения. Создатели сервиса утверждают, что проводят «задержания» и «досмотры» по согласованию с настоящими силовиками , местными органами внутренних дел ×......