Если
точнее -Сахалин был до улицы Ипподромной (или "Чукотской) до Богдана
Хмельницкого,- дороги в новый аэропорт,с-з Родину(,где Ипподромный м-н)
Постройки частного сектора,где собственные одноэтажные дома. центром
Сахалина,считался "Бешеный угол",-небольшая площадь около бани и где
стояла пивная,позже там базарчик был. Вот все,что было по правую сторону
от движения автобуса№ 7 (Икаруса-длинного) начиная от Ул Маяковского,
мимо парка с летним кинотеатром ("Пионер или как он назывался?), справа
от 32 школы. Там жило много староверов,большинство мужчин "сиделые"
отсидевшие срока при Сталина и позже, главным и любимым занятием которых
было ,-разведение голубей. Каких только голубей не было: чисто
почтовые,-которые внешним видом особо не отличаются,зато имеют отличные
летные качества, "Дутыши-с важной походкой и выпирающей сильно грудью,
"Монахи" у которых не столько на ногах оперение большое было,как на
голове,-небольшой красивый хохолок. В каждом собственном дворике,была
своя голубятня,чаще более красивая и выше,чем сам хозяйский дом.
"Голубятники",-по своему,были больными людьми по отношению,каждый к
своей голубятне,за то,мог ночью уничтожить голубятню конкурента.
Бывало,в ход шло излюбленное оружие мужиков,топоры и из-за голубей
убивали друг-друга. До,что там,-был случай,который лично я знал,когда
брат зарубил брата. Голубятники,были в полном смысле слова,-фанатики
большие: они часто сами могли голодать,но голубей кормили в любом
случае. У них на Центральном рынке,была своя тусовка,где
продавали,меняли голубей и там продавали лучший,специально сделанный
корм для голубей. Хлебом,таких птиц старались не кормить т.к. от хлеба
птица жиреет и уже не может нормально летать. Главным забавой,-это были
пари на деньги,которые между собой заключали голубятники,целыми днями
спорившие друг с другом или чаще целой толпой,человек 25-30,собравшись у
"Бешеного угла" и доказывающие,чей голубь или пара голубей лучше. Там
оценивалось все: и хороший,легкий взлет с "уходом в точку" когда птицу
было практически не разглядеть в небе, как умеет "бить"-кувыркаться
через голову в воздухе. Причем,тот голубь который "хитрил" и кувыркался
не через голову, а через крыло,-осуждался и "переводился" в условно
низшую категорию,как бы "подбраковывался". Каждый из этих мужиков
гордился каким то самым своим "козырным" голубем или парой голубей.
Голубиные пары оценивались по тем же критериям,по которым оценивают и
людей: верность(недаром говорят-голубиная верность),когда голуби
буквально на секунду не отходят друг от дружки,делятся кормом,-ожидая
когда другой насытится,по очереди высиживают яйца и заботятся о птенцах
Таких голубей хозяин лелеет особо и используя качество,которое бывает
сильно развито в некоторых экземплярах: привязанность либо к своей
"половинке",либо,просто к "своему дому",хозяину,-которого голуби узнают
из любой вышины,-тренирует их: унося каждый раз или увозя все дальше от
дома и наблюдая как он быстро ориентируется и через сколько возвращается
в голубятню. Само-собой,почтовых и тренировать практически столько не
надо,у них срабатывает "врожденный компас",который через сутки, давал
возможность вернуться голубю из "Орджо"-Владикавказа,куда его специально
отвозили,попросив знакомого таксиста,в Грозный. Однако,споры,как
правило,заключались на других птиц: таких голубей или даже голубок(что
очень редко бывало потому,что голубки,чаще улетают за понравившимся им
голубем) которые " сажали" чужую стаю или голубя и происходило это так:
когда кто-то поднимал своих голубей в небо и стая "поймав кураж" в
вышине, начинала резвиться, понтуясь друг-перед другом,своей "удалью":
кто исполнял серию из переворотов "бил" в небе,бывали такие,которые,как
бы подражая ястребу, начинали падать "камнем" вниз, рискуя разбиться
увлеченные своим "трюком" В самый разгар представления в "цирке на
небесах",заключались пари и кто-то говорил,что его голубь уведет за
собой и посадит ,а это означало,что именно,-в своем дворе и на крыше
своего дома и голубятни, "веселящуюся" в небе,стаю или скорее
всего,увлечет за собой,какую-нибудь голубку и "приведет ее в свой дом".
Такие пари заканчивались,понятное дело,часто руганью,а то и дракой,но
проигранное отдавали,но нам,пацанам,самое страшно было наблюдать,когда
возвращаемой,улетевшей за понравившимся кавалером, голубке,-хозяин
отрывал голову,зажав ее между указательным и средним пальцами и резко
ударив этой рукой по своей коленке,таким образом "выбраковывая" стаю.
Правда,чаще бывало,когда голубятники находящиеся в приятельских
отношениях, заканчивали пари шутками и приколами в пивнушке у "Бешеного
угла", а улетевшую голубку,проигравший оставлял приятелю говоря,что пара
должно быть хорошая получится При условии,если совпадали природные
качества и другие особенности птицы. Впрочем,в те времена,подобная
жизнь протекала на каждом из "куянов" в Грозном: "Индюшке"(где
Трампарк),"Щебелиновке"(Октябрьский р-он.по правую сторону от (Окружной)
Сайханова,когда едешь в Алды или Черноречье, где 8-го Марта,только по
другую сторону от трамвая),"Голубин",-где пос Войкова,
"Бароновка","Собачевка" на 36 участке в Старопромысловском р-не,
"Соленная балка" остается слева. Тогда на Сахалине,как,впрочем и на
других "куянах",ночами света,практически не было. На "Сахалине" у
Бани,где "Бешеный угол" стоял один столб с лампой(тогда еще неоновых не
было) и был полный "мрак" освещаемый местами полосками света
пробивающегося между ставнями. Такой "мир" по ночам окутывал попавшего
туда пешехода,как ,впрочем в центре города,буквально,пройдя один
квартал от старого здания МВД и стоявшего напротив КГБ,в подвале
которого был КПЗ или ИВС,как сейчас называется, в одном из помещений
которого,где стояли отопительные бойлеры и отдыхали дежурившие менты,
вся стена была,подобна лицу переболевшего оспой, испещрена выемками от
пуль в каменных стенах. Сколько бы не забеливали,не
затирали,-свидетельства ЧКистких расправ,массовых казней так и
оставались видны. Через квартал начиналось,самое,по своему интересное
место,которое жило своей жизнью,своими отношениями,был свой мир,-далекий
от глаз не посвященных и назывался этот мир-"Махалей
джигуру"(Слива,если,что в правописании,-поправь),это была ул.Московская
на которой и существовала "Еврейская слободка",возникшая рядом с
крепости "Грозной",еще с момента основания. Пожилые евреи,многие
говорили на чеченском и хорошо знали обычаи и стоит сказать правду, что
единственный народ , не заставший захватывать дома высланных чеченцев и
ингушей,мародерствовать и угонять скот,-были евреи.В дни выселения,
главный еврейский раввин,бывший на то время в Грозном,собрал еврейский
народ и предупредил,что проклят каждый и род того,кто делом или даже
мыслью позарится на имущество высланных или поселится в домах,которые
покинули чеченцы и ингуши. В то время,пожалуй единственный кто с
убеждением сказал,что чеченцы и ингуши обязательно вернуться на свою
землю. Это происходило у одной из синагог,которая находилась на самой
Московской,где позже,при совдепии,был склад,кажется от "Треста столовых и
ресторанов",где хранились,столы,тарелки с надписями "Общепит" и т.п. По
ночам на Московской кипела в темноте своя жизнь и любители
"казино",понимают эту страсть,когда люди сутками,в некоторых домах,как к
примеру у "тети" Хани,где жила Ханка со своим братом Мухоем и бывал
"Майдан",как у нас называли "Катран"т.е. подпольное казино. Еда и
напитки, игрокам подавались прямо к "зеленому сукну" т.е к месту игры..
Тогда,знающие и которых знали,легко и свободно чувствовали себя по ночам
на "Махалее", а кто из девушкой прогуливался, выйдя из Трека по
железному мостику и вот, ты почти "на пятачке" Махалея", с
уверенностью,что в ее адрес не будет какой-нибудь тупой шуточки и т.п. В
то же,время, "менты" не рисковали ночью там появляться,а если
появлялись то на машинах и очень редко,-ночью. "На "пятаке" в самом
центре Еврейской слободки,так же стоял один столб с лампой и
старшие,часто давали "пацанятам" либо жвачки(в начале даже
70-х,-редкость), либо рубль,когда они требовали сигареты,чтобы само
курево,как бы не давать,с условием,что разобьют со "стрелки",то
бишь,-рогатки, лампочку. Интересное дело,начиналось на "слободке",когда в
Грозном,особенно осенью-зимой,начинался сезон сырой,мерзкой погоды с
часто моросящим дождем, а в то время и в центре асфальт далеко не везде
лежал. Московская, на которой местами выступала, выложенная еще в
старину булыжником,мостовая, но везде была наша,грозненская
жирная,густая,как и подобает,нефтяной почве,-грязь. Которая налипая на
обувь,могла в легкую "сорвать" и ботинок с ноги, если необдуманно шагнул
и глубоко увяз и подобным образом,бывало машины увязали,что только
трактором и вытягивать оставалось, и плюс ко всей этой "радости"-грязь
эта очень тяжело отмывалась от обуви, а машины в эти сезоны и мыть
смысла не было т.к. они забрызгивались одна от другой в считанные
минуты,стоило выехать со двора. Так вот: как то "менты" решили
провести,как то бывало, "облаву",рейд на Московской,которые они
совершали даже на машинах "Скорой помощи" ,облачившись в белые халаты,но
понятное дело,наглые, самодовольные физиономии,никакой медицинский
камуфляж, не спрячет. Это было где-то в ноябре,когда у нас, мерзкая
погода бывала регулярно, резво,как они планировали, выскочили на 3-4
машинах с разных сторон: одни,где-то с Ноя Буачидзе, а другие с
Субботникова или Пролетарской, подстегиваемые не столько
"профессиональным" азартом, сколько запахом "бабла", которое они
"состригали" при любом раскладе во время облав. Если облава была
"удачная"(а мы,как то раз,"отсиживая" одну "пару" занятий в
университете, в "Треке", где раньше был "лягушатник" плавательный
бассейн,напротив телестудии,-были очевидцами мечущихся сквозь проходные
дворы на том берегу Сунжи, людей за которыми бегали "врачи" в белых
халатах,словно это происходит в психбольнице какой-то, а в один момент,
из дома выбежал человек с чемоданом и сильно размахнувшись бросил его в
быстрину Сунжи. В полете, чемодан,оставлял за собой полосу темного
шлейфа, а ударившись о воду,распахнулся и высыпавшееся содержимое
создало на воде пятно бурого цвета,которого продержалось всего лишь
секунды,моментально разнесенное волнами Сразу же.все мы поняли,что это
выбросили полный чемодан,-анаши,("дури","дряни""плана" или марихуаны,как
ее называют в мире), но в тот,промозглый,осенний день,облава не
задалась с самого начала и выскочившие к "пяточку" на Московской
"таблетки" УАЗики, увязли колесами, сев в грязь "пузом" автомобилей.
"Менты" матерились по рациям,вызывая на помощь технику,которая смогла бы
их вытянуть, пытались сами вытолкнуть машины, а все,кто первые минуты,
"припал на низком старте", избавившись от всего криминального,что могло
быть в карманах,с наглыми усмешками подошли к захваченной
грязью,-"группе захвата", а кое-кто и "прикалываясь" стал давать
идиотские советы. Закончилось все тем,что латентный кримминалитет,
вытащил из грязи совковую милицию.. Вернувшись к Сахалину,хочу
напомнить, что в 60 х по ул Первомайской,практически,действовал
"комендантский час" и ходили патрули совместные один-мент,один офицер
военный и где-то пятеро солдат, начиная с 10 часов. Драки постоянные
были и поэтому назвали "Бешеный угол" т.к. на "чужого" из другого
района ,забредшего туда, накидывалась эти 6-7 человек,торчавшие там
целыми днями,но предварительно "пробивали" кто он и,что представляет
задавая вопросы и "пробивая на душок", а там и молотили,причем с
присущей этим людям изощренной жестокостью,цепями,кольями,арматурой.
Всякое бывало,но с середины 60-х, начиная между школами(там кажется 14
была,если не ошибаюсь) их локализовали у бани и они не часто
отваживались выходить в город, а молодежь в выходные дни стремились
попасть на "танцы", "дискотека"-понятие еще не родилось в мире, а шла
волна рока поднятая Элвисом Пресли и особенно "Beatles". В Грозном
появились свои группы,а так как слово "рок" было запрещено в обиходе,как
тлетворное влияние Запада(Замечаем сегодняшнее возрождение Кремлем тех
же методов оболванивания?) то самым крутым был ВИА "Ровесники"
преимущественно учившиеся в Нефтяном институте. Танцы были в "Треке"
парке Кирова, в ДК Железнодорожников за вокзалом, в ДК Ленина(но там
больше помпезные коммунистические мероприятия проходили)и нормальна
танцплощадка была в парке завода "Красный молот",а скорее "садике" как
мы его называли. Там стояла открытая танцплощадка и танцы были в теплое
время,обычно разрешали начиная с 1 Мая. Если быть точным,то туда шли не
танцевать, а "сражаться" и не было дня,чтобы обходился без драки. Так в
ДК Железнодорожников заправляли пацаны с Адов и Черноречья с Ахмедом
Парчаевым,бывшим старшим и наиболее авторитетным. У "Красного молота"
одно время бывали со Старой Сунжи и у них один из известных наиболее
был-"Мунтус", но потом в "молотовском" саду,перебравшись,тусовались
пацаны с "Хоз.мага" "3-его совхоза" и с "Луча" т.е. с "верховьев" ул
Ленина, а в то время,среди них,как бы "старшим" был- "Бай",занимавшийся
тогда борьбой,был дерзким и толковым парнем. Впрочем, "танцы "не
столбили", а просто следовали за своей любимой группой,чаще за
Ровесниками т.к. они были и самыми престижными,а следовательно и самые
"крутые" девушки,студентки ВУЗов, следовали за своими кумирами, а
"хулиганы"совсем,по "Есенински" (Как может любить хулиган! Как он может
быть покорным!")преследуя цель и предмет мечтаний,каждого юноши,
появлялись там же. Драки,больше были инструментом,позволявшим обратить
на себя внимание. Так "сахалинских" вытеснили из тех мест,где они в
начале 60-х с обрезами и цепями,не давали прохода другим, накидываясь
на вайнахов. Правда,еще бывали в конце 60-х, когда "сахалинские" вылазки
совершали в районе "Консервного завода" и трамвайного кольца, но
контингент менялся и на Сахалине где стали покупать дома и селиться
чеченцы и ингуши. Примерно такую картину "маслом" я видел в Грозном
нашей юности.