" Участковый гор" - gabis109@gmail.com - Gmail
Мест, чудесных по своей красоте, Всевышний создал множество, для жизни и радости
Мест, чудесных по своей красоте, Всевышний создал множество, для жизни и радости
человека, где он может ощутить могущество и величие Создателя, а, стоя у подножья
величавых гигантов, гордо несущих прекрасные белые папахи на своих мудрых головах
возвышающихся над бегущими облаками, человек ощущает все ничтожество своего
естества. Таких мест на планете не мало.
Для меня же нет ничего роднее и красивее, чем горы Кавказа.
Вот помню, еще пацанами 16-летними ушли вчетвером по горам полазить и ознакомится
с достопримечательностями, о которых тогда только слышали, а это древние башенные
городища-Таргим, Пуй (30-метров. высотой), Эрзи (Орел), Эгикал и другие в горной
Ингушетии. Еще эти места знамениты ущельем реки Асса, где так же расположен
древний храм "Тхаба-Ерды, который по преданиям охраняли ручные львы. В пору нашего
посещения, он был откопан частично археологами, и там шли изыскательские работы
в летние периоды. Мы же, подгоняемые детским максимализмом и бравируя своей
эрудицией, написали обгорелой головешкой от костра на стенах храма:"Один день Ивана
Денисовича», «Танки вон из Чехословакии» и «Свободу Сахарову».
Довольные, сидя на своих рюкзаках, стали думать, что еще такое сотворить, когда
заметили, что вдали нарисовались "джигиты", скачущие верхом: один постарше, а
второй - совсем пацан. А когда подъехали, мы поняли, что это местный участковый
и его сынишка. От одного названия и понимания всей несуразицы заключающейся
в этой "гордой" должности, смех до сих пор разбирает. Это только представьте:
высокогорье на границе между Чечней, Ингушетией, Грузией и Осетией: территория
в несколько тысяч квадратных километров, где нет ни одного населенного пункта, не
считая стойбища пастухов, стариков 80-и и более лет и знающих там каждый камушек и
куст рододендрона со стеблем эдельвейса. На нем были синие, форменные галифе, что
носили сотрудники НКВД и милиции до середины 60-х. Из форменного, у него были
только галифе с красной полоской вдоль штанин. Сапоги же были хромовые, как тогда
говорили, "комсоставские", со специфическим щеголеватым скрипом и сжимаемые внизу
в лихую гармошку. Рубашка, на нем была изначально белая, парадно-курортного образца.
Сейчас она имела цвет шейного платка. Самое интересное на наш взгляд было его оружие.
По типу своему и по манере ношения, своим оружием он смахивал на абрека, который
сражается с Советской властью*.
Так что издали мы нашего участкового приняли за абрека. К слову сказать, у него
еще была приторочено сбоку совсем неуставная "Трехлинейка", т.е. винтовка Мосина
образца1905 года; да и пистолет у него был вполне бандитский - ТТ, который у ментов
давно поменяли на "Макарова". Подъехавший "шериф", с ужасным акцентом, но упорно
и только по-русски спросил: "Кто такие? Как сюда попали?" Мы же к тому месту
прошли пешком по горам километров 60-80, поэтому ему трудно было представить, что
мальчишки отважатся "блукать" по горам. Правда у нас в рюкзаках были спрятаны обрез
промысловой винтовки "Белка" и 10 зарядный пистолет "Марголина",который я в "тихую"
спер у бати. Поэтому мы опасались, что ему вдруг взбредет досматривать наши вещи, а
поэтому мы вели себя невозмутимо и старались шутить, но это было бесполезно т.к он
плохо понимал по-русски, но на своем родном не разговаривал принципиально, -"чин не
позволял"(Вот она, одна из разновидностей совдеповского идиотизма)
Один из нас, Мурад Котиков, ингуш по национальности и великолепно знающий историю
своего народа, каждую фамилию, ее происхождение, быстро вычислил всю родословную
этого мента, стоило тому представиться. Мурад рассказал обо всех выдающихся людях,
бывших в этом роду, служивших мужественно в "Дикой дивизии" и получивших от
царя чины и награды, чем, тронул "шерифа гор". От пересказа родословной шерифу
на чело опускалась тень ошеломления, смешанного с виноватостью за незнание того,
самого достойного, что было в их роду, чем только и могли они гордиться. Но он этого
не знал, а знал молодой посторонний человек. Смутившись, милиционер переключил
подозрительность на великое уважение: Спросил, все ли у нас в порядке и не нуждаемся
ли мы в чем. Решил блеснуть своей осведомленностью и рассказал об обитающих
неподалеку животных. Рассказал, где в роще медведица живет, и как тут на водопой
кабаны к Ассе ходят.
Мы уже расслабились, когда он решил зайти внутрь храма, рассказывая перевранную
историю об этом культовом сооружении. В тот момент мы все реально ощутили
противный вкус страха. Хоть и юнцами были, но прекрасно понимали, что
такое "антисоветская агитация и пропаганда". Мент же тем временем усиленно пытался
прочесть и расшифровать написанное. Поняв безнадежность затеянного им, и чтобы
далее уже не позориться своей дремучестью, «шериф гор» заявил: "Да, это грузинские
археологи балуются, тетрадок им мало".
Выйдя на солнце и подойдя к одной из лошадей, он достал из дорожной суммы домашний
белый сыр, что у нас делают в каждом сельском доме, кусок сушеной говядины, соты с
медом и сискалъ (кукурузная лепешка). Все это он стал упорно запихивать в наши сумки,
не обращая внимание на наши отговорки и потоки благодарности. Делал он это, шутливо
угрожая, мол - попробуйте без провианта в горах остаться, я вас в "каталажку" доставлю.
Делать нечего, зная горское гостеприимство, взяли, чтобы не обидеть человека, пусть и
мента.
Когда спросили, куда он спешит, «шериф», радостно улыбаясь, стал говорить о
том, что грузинские чабаны "браконьерничают", загоняя свой скот на наши земли.
Подобные "спецоперации" были любимыми событиями в службе "шерифа": при улове
его личное стадо пополнялось на 3-4 овцы, а то и более, в зависимости от сложности
операции. Нас же поразило другое: он говорил, что надо пройтись по ту сторону горы
пусть и не имеющей вечных снегов на своей вершине, но все же мы находились на
высокогорье, на высоте где-то 3-3,5 км в Ассиновском ущелье, а до этого места мы
шли трое суток. Правда,необходимо отметить,что мы сначала поднялись из Алкуна в Ялхорой и искупались в поистине волшебном,красотой своей,озере Галанчож,что в горной Чечне,а от туда,через Алкун снова,пошли в Таргим,с целью выйти в Арм-Хи. Он же, собирался подняться где-то на высоту до 4 км, перевалить
через эту горку, покрытую альпийскими травами почти до вершины и, прикрываясь
высокогорной сосновой рощей, выскочить к грузинской границе, отрезав браконьерам
путь к отступлению. На вскидку, по нашим прикидкам получалось километров 28-30.
Потом надо было обратно, и плюс путь от места между башней Пуй и храмом до дома, где
нашего ковбоя ждала его Пенелопа с вечерним ужином, а ведь под ним не "Сивка-Бурка"
был. Вот оно - "альпийское нищенство"!
___________
*
Тут стоило бы напомнить, что тогда еще был жив знаменитый абрек Хасу Магомадов
с 1932 года воевавший против Советской власти, имя которого витало над горами
Кавказа, а истории о его героических делах передавались из уст в уста. В 1972 г. Хасу
убил начальника КГБ Советского района, когда тот пытался захватить старика во время
спецоперации, а убили его в 1976г на кладбище, куда он сам пришел умирать и рыл
могилу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий